Александр Романович: Кризис еще не закончился и антикризисные меры сворачивать рано
см. также ↓19 июля в городе Самос (Греция) состоялось заседание Комиссии Социалистического Интернационала по глобальным финансовым вопросам, посвященное обсуждению вопросов, связанных с подготовкой финансово-экономических аспектов XXIV Конгресса Социнтерна. От Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в работе Комиссии принял участие заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Александр Романович, выступивший на заседании с докладом, посвященным состоянию российской экономики – в частности, ситуации в банковской сфере, налогам и т.д.:
– Ситуацию в российской экономике можно охарактеризовать как стабильную, в текущем году сохраняется положительная динамика основных макроэкономических показателей. Валовой внутренний продукт (ВВП) в I квартале 2012 года показал рост на 4,9% по сравнению с прошлогодним периодом. Все основные экономические показатели по отношению к соответствующему периоду прошлого года также выросли. Наивысший прирост за первый квартал наблюдается во внешнеторговом обороте на 16,2%.
В то же время из страны продолжается отток капитала, сохраняется зависимость макроэкономической динамики от мировых цен на энергоносители, не восстановилась до докризисных значений инвестиционная активность. На экономическую ситуацию в России, особенно на ее финансовый сектор, существенное влияние оказывают кризисные явления на мировом рынке, прежде всего в Европе.
Российские эксперты предсказывают вторую волну кризиса, Президент и правительство страны заявляют о том, что страна к ней готова. Среди запланированных правительством на случай кризиса мер можно выделить направленные на поддержку финансового сектора, поддержку системообразующих предприятий, поддержку незащищенных групп населения, и меры бюджетной политики.
Регуляторы финансового рынка в России наработали успешный опыт поддержки кредитных организаций. Этот опыт позволяет вовремя распознавать появление негативных трендов в банковской системе и адекватно на них реагировать. Так, значительный отток капитала в 2011 году более 80 млрд долларов стал одной из основных причин проблем с ликвидностью в банковском секторе. Начиная со второй половины 2011 года, банки ощущали нарастание напряжения на рынке, которое достигло критической точки к концу года. Благодаря активной позиции Центрального банка и правительству, обеспечившим большее предложению ресурсов, это напряжение в значительной степени удалось снять.
Однако, если говорить об экономике в целом, становится очевидно, что финансовым сектором антикризисная поддержка и ограничивается, каких-либо масштабных действий по поддержке промышленного производства пока не предпринималось. При этом ресурсы предоставляются крупнейшим банкам с госучастием, которые практически ничем не ограничены в том, как использовать полученные средства. Поэтому финансовые ресурсы не всегда доходят до реального сектора экономики, или даже до средних и малых региональных банков, которые могли бы увеличить кредитование местного бизнеса.
Мы считаем, что необходимо увеличить сроки рефинансирования со стороны Центрального банка РФ, максимально расширить круг банков, получающих такие ресурсы. На финансовом рынке на этом этапе также должна возрасти роль институтов развития, которые способны обеспечивать кредитование на возвратной основе в широких масштабах. С этой точки зрения целесообразно было бы повысить капитализацию МСП Банка (Банк поддержки малого и среднего предпринимательства), который кредитует через региональные банки малый и средний бизнес.
Поддержка ключевых для экономики предприятий в случае кризиса не может рассматриваться в качестве системного решения, позволяющего обновить изношенные основные фонды и поддержать конкурентоспособность российских предприятий в условиях вступления России в ВТО. Таким решением мог бы стать налоговый маневр, предусматривающий введение сбалансированного комплекса фискальных и стимулирующих налоговых мер.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагала систему налоговых новаций, направленных на поддержку предприятий, вкладывающих средства в развитие бизнеса, обновление основных фондов, приобретение современных технологий. Аналогичные решения необходимо принимать в таможенной политике. Пошлины должны поддерживать приток высоких технологий в страну, стимулировать поставки комплектующих, сырья, материалов, то есть продукции невысокой добавленной стоимости, с последующей сборкой и производством машин, станков, оборудования в России. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы производители были заинтересованы в постепенном переходе на поставки от локальных поставщиков, в увеличении доли комплектующих, сделанных в России.
Вместо этого правительство России с 2011 года повысило обязательные страховые взносы, что привело не к увеличению сборов, а к масштабному уходу предприятий в другие юрисдикции и использованию полулегальных и нелегальных схем выплаты заработной платы. Особенно сильно эта мера ударила по малому и среднему бизнесу.
Что касается бюджетной политики, то здесь, судя по заявлениям руководителей страны, предполагается отказ от жесткой привязки бюджета к доходам от экспорта энергоносителей и назревает необходимость проведения бюджетного маневра, поскольку удовлетворять запросы всех нуждающихся в социальной поддержке в перспективе не удастся. Мы не можем поддержать такую позицию, поскольку понимаем, что кризис до конца еще не закончился. По нашему мнению, правительству рано сворачивать антикризисные меры. Существенное сокращение государственных расходов может только усугубить стагнацию и даже способствовать развертыванию новой волны кризиса. Необходима более гибкая бюджетная и финансовая политика, изменение налогового режима, кропотливая работа законодателей и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестиций. Такой подход в перспективе позволить нарастить доходную часть бюджета и компенсировать рост социальных расходов.
Мы отдаем себе отчет в том, что российская экономика является частью глобальной экономики, и зависит, в том числе, и от ситуаций в Европе. Мы неоднократно выражали заинтересованность в выработке глобальных инструментов регулирования мировых рынков, реформировании и усилении международных финансовых институтов.
Мы рассчитываем на то, что европейские власти будут добиваться стабилизации экономической ситуации, действуя максимально гибко и учитывая необходимость обеспечения базовых социальных гарантий населению. Мы не поддерживаем меры жесткой экономии и радикального сокращения бюджетных расходов, поскольку они ведут к снижению платежеспособного спроса и способствуют углублению процессов стагнации.
Европейскому центральному банку, Всемирному банку и глобально действующим институтам развития необходимо увеличить поддержку производственного сектора, малого и среднего бизнеса, программ кредитования частных лиц, направленных на активизацию экономической активности домашних хозяйств. Надеемся, что российские власти смогут действовать в том же ключе.