Иван Грачев: Развитие Дальнего Востока невозможно без решения демографической проблемы
см. также ↓В новое Правительство, возглавляемое Дмитрием Медведевым, вошло сразу три новых министерства, в том числе Министерство Дальнего Востока, которое возглавил Виктор Ишаев. Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Иван Грачев размышляет о плюсах и минусах новой структуры:
– Объективно специальное министерство для управления такими большими территориями, как Дальний Восток, не нужно, потому что особенности каждой территории не должны приводить к конфедеризации страны. Иначе это может привести к тому, что на каждой территории будет свое законодательство и особая форма правления. Но дальше думаешь, как быть на практике?
На мой взгляд, у Виктора Ишаева была приличная команда в Хабаровске (он был полномочным представителем Президента Российской Федерации в ДФО), и если к этому добавить роль личности, то решение о создании Министерства по развитию Дальнего Востока правильное. Эта структура может сдвинуть ситуацию на Дальнем Востоке с мертвой точки.
Сырье – это основное преимущество региона, и отказаться от такого плюса невозможно. Соответственно, на этой основе могут прорабатываться проекты по глубокой переработке российского сырья с зарубежными партнерами. Кроме того, у США, Японии и Китая есть большая потребность в чистой энергии, и эта потребность будет нарастать. Это значит, что чрезвычайно эффективным может стать выполнение долгосрочных проектов в этой сфере.
Например, вместе с Японией наши компании могут начать строительство приливных электростанций. Это фантастические мощности. Технологически и инвестиционно они для нас тяжелы, но вместе с Японией реализовать эти проекты будет под силу. Тем более, в перспективе Япония обязательно будет покупать электричество в России. Это вопрос времени, потому что Япония будет отказываться от атомной энергетики.
В отдаленной перспективе эти территории могут стать частью транспортного коридора из Азии в Европу. В некоторых вариантах – и в Америку, потому что США и Китай – это основные торговые партнеры. На первый взгляд, это может казаться фантастической идеей, но в отдаленной перспективе строительство автодороги через Россию вполне возможно.
Для полноценного развития Дальнего Востока нужно решить демографическую проблему. Люди уезжают, и из-за этого увеличиваются риски отрыва региона от России. Поэтому нужно на законодательном уровне стимулировать принятие решений, которые привязывают Дальний Восток к России. Это доплата за транспорт, обеспечение поездок жителей дальневосточных областей в Европейскую часть страны. Это развитие филиальной системы обучения. Потребуется форсированное распространение налоговых льгот на все инновационные предприятия, которые формируются в регионе. И самое главное – необходимо использовать российский интеллектуальный потенциал. В Якутске, во Владивостоке, и подальше – в Томске и Новосибирске – есть серьезные очаги развития биоэнергетики, биотехнологий, которые можно эффективно использовать в инновационных проектах этого региона.
По материалам источников: Парламентская газета