Обращение муниципальных депутатов Москвы к Мэру Москвы с предложением изменить названия "муниципальный округ" на "муниципальный район"
см. также ↓Мэру города Москвы
Собянину С.С.
от депутатов муниципальных
собраний города Москва
Уважаемый Сергей Семенович!
В соответствии с действующим законодательством об организации местного самоуправления в Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) существует три типа муниципальных образований. Это: городской округ, муниципальный район и поселение.
Кроме того, для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга допущена особая структурная форма: внутригородское муниципальное образование.
В статьях 14 – 17 указанного Закона зафиксированы полномочия органов местного самоуправления – городского округа, муниципального района и поселения. Всего их от 33 до 42 пунктов.
В период правления мэра Москвы Лужкова Ю.М. был принят Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", который сократил список полномочий местного самоуправления в Москве до 15 пунктов. Формой органов местного самоуправления было названо предусмотренное федеральным законодательством "внутригородское муниципальное образование".
11 апреля 2012 года Московской городской Думой был принят закон, который, по нашему мнению, противоречит федеральному законодательству и просто здравому смыслу. Отныне в Москве будет не предусмотренное ФЗ 131 "внутригородское муниципальное образование", а три других типа образований – городской округ, поселение (оба – соответствуют дефинициям, данным в 131-ФЗ) и муниципальный округ. Причем этот последний – муниципальный округ – является новеллой по отношению к существующему законодательству, что противоречит принципу верховенства закона: субъекты Федерации не в праве изобретать новые формы муниципальных образований, поскольку это относится к полномочиям федеральной власти.
Объяснением сложившейся ситуации, очевидно, является присоединение территорий "Новой Москвы": Московская городская Дума, стремясь обеспечить сохранение полномочий вновь присоединяемых к Москве муниципальных образований, попыталась не допустить увеличения полномочий всех остальных, "старых" московских муниципальных образований, и в результате создала новый вид субъекта местного самоуправления, чем явно поднялась на уровень федеральных полномочий.
Обращаем Ваше внимание, что членами Федерального Правительства, Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А., Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в программных статьях (в том числе см. статью "Демократия и качество государства") провозглашается курс на децентрализацию власти и передачу полномочий на местный уровень, создание "власти шаговой доступности".
Еще одним негативным последствием этого решения явится предсказуемая неразбериха в названиях: к уже имеющимся в Москве "административным" и "избирательным" округам может добавиться третий, "муниципальный", округ.
Учитывая сложившуюся в Москве многолетнюю практику "замещения" компетенции местного самоуправления органами государственной власти (управы районов, префектуры административных округов) под предлогом защиты "единства городского хозяйства", трудно согласиться, что существующее положение дел соответствует установленным федеральным законодательством общим принципам организации местного самоуправления.
В связи с изложенным, руководствуясь федеральным законодательством и поддерживая курс федеральной власти, мы обращаемся к Вам с просьбой обратиться в Московскую городскую Думу с предложением изменить название "старых" московских муниципальных образований с "муниципальный округ" на "муниципальный район". Это решение, с одной стороны, позволит дезавуировать явно допущенное превышение полномочий Московской городской Думой, а с другой уравняет в правах все муниципальные образования столицы.
Приложение: подписи на 6-ти л.
С уважением,
Депутаты муниципальных собраний города Москвы