О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Дмитрий Горовцов: Новый законопроект отдает антикоррупционную проверку на откуп чиновникам

06 июня 2012

 см. также ↓
 mp4 

6 июня в Государственной Думе было принято решение о внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Дмитрий Горовцов:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, гости! Семь минут позволяют мне высказать скороговоркой лишь три основных замечания по предложенному законопроекту. Во-первых, можно констатировать, что этим законом сложнейшего участка реальной борьбы с коррупцией устраняется вся правоохранительная система. Это и Прокуратура, и Следственный комитет, и полиция, и ФСБ, не говоря уже о налоговой службе. Очевидно, что эти органы могут быть полноценно задействованы лишь в случае криминализации, незаконного обогащения чиновников, то есть введения в Уголовный кодекс Российской Федерации соответствующей статьи. Это как раз то, что рекомендовано статьёй 20 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции. Кстати, против чего активно выступают коллеги из "Единой России". Выбивая правоохранительные органы, сторонники лишают возможности использовать против коррупционера главное оружие – это нормы Уголовно-процессуального кодекса и закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Таким образом, наиболее опасные противники коррумпированного чиновничества полностью нейтрализуются.

Во-вторых, можно констатировать, что антикоррупционная проверка чиновников исполнительной власти отдаётся ей самой в полную и неограниченную монополию. Что нам предлагается в отношении подавляющего большинства чиновников? Как правом принятия решений о начале проверки, так и правом принятия решений наделяются их вышестоящие руководители либо уполномоченные ими лица. И причём конкретной проверкой достоверности и полноты сведений будут заниматься не налоговики, не прокуратура или МВД, а некие подразделения кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. И такие же несуществующие сегодня подразделения, которым подлежит ещё определять в субъектах Российской Федерации, и на содержание которых, кстати говоря, не выделяется ни копейки. Особо отмечу нелепую роль, которая в соответствии со статьёй 17-й законопроекта отводится Прокуратуре Российской Федерации. К проверкам и итоговым решениям прокуроры не допускаются, но обязываются при получении материалов в безусловном порядке требовать в судах изъятие имущества у виновных чиновников. Министры, губернаторы и их кадровики фактически будут отдавать необсуждаемые приказы прокурорам. Дикость!

И, наконец, последнее. Весной прошлого года на встрече с Путиным лидеры нашей партии, Сергей Миронов и Николай Левичев, поставили вопрос о необходимости введения ответственности чиновников за незаконное обогащение. И начиная с этого времени, представители "Единой России" и их эксперты активно раскручивают ими же надуманный тезис: обязанность чиновника объяснять причины превышения расходов над доходами якобы нарушает презумпцию невиновности, закреплённую в статье 49 Конституции Российской Федерации. Мы слышали этот тезис неоднократно. Умышленно умалчивается, что на этот вопрос давно дан ответ не только в мировой практике, но и нашим российским Конституционным Судом. Я цитирую: "К лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти, могут закрепляться специальные требования. Гражданин Российской Федерации добровольно принимает на себя условия ограничений и преимущества, с которыми связан приобретаемый им статус должностного лица. Запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которые приобретает лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица". Конец цитаты.

На самом деле, именно предлагаемый законопроект сделает добросовестных чиновников, в первую очередь, беззащитными. В случае отрицательного исхода проверки они не теряют не только должность, но и имущество.

Но если шеф решил выбросить с должности добросовестного чиновника с помощью такой проверки, то какую защищённость этому чиновнику предлагает обсуждаемый законопроект? Даже обвиняемым в преступлениях нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дают немалые возможности, их обязаны знакомить с материалами дела. Они вправе не просто заявлять ходатайство, а получать письменный ответ по ним и так далее. Наконец, гарантировано право адвоката. Будет ли он допущен в нашем случае? Очевидно, что нет. В тексте об этом ни единого слова. Смотрите статью 9 законопроекта: проверяемый лишь вправе предоставлять дополнительные материалы, давать пояснения в письменной форме. Ну, и совсем смешно – ходатайствовать о проведении с ним беседы. Создаётся впечатление, что законопроект продолжает некую установочную линию – не принимать международную норму статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, чтобы не связывать себя никакими международными обязательствами. Не включать в Уголовный кодекс Российской Федерации статью об ответственности за незаконное обогащение чиновников, не допускать к антикоррупционным проверкам чиновничества их главных и самых компетентных противников – это правоохранительные органы.

Тем не менее, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за предложенный законопроект в первом чтении. Мы считаем главным и важнейшим обстоятельством сам факт публичного обсуждения в Думе проблемы коррупции в России. Давно пора, чтобы эта тема обсуждалась не только на улицах или президентских советах, но и представительной властью народа.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International