Виктор Шудегов: Отношение к образованию – критерий гражданственности и патриотизма
см. также ↓6 июня на пленарном заседании Госдумы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Виктор Шудегов:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
От имени фракции я хочу всех поздравить с новым для России праздником – Днем русского языка. Надеюсь, что в ближайшие годы он станет таким же замечательным праздником и будет отмечаться с таким же размахом как, например, раньше праздновали День милиции.
Конечно, нам, законодателям для этого предстоит многое сделать. Но хочу отметить особую роль русского языка для нас, представителей национальных республик. Я здесь представляю Удмуртскую Республику и хочу отметить, что для нас он сыграл неоценимую роль в приобщении к многонациональной русской культуре и вообще к мировой цивилизации.
Уважаемые коллеги, конечно, как уже говорилось сегодня, в стране идут единые государственные экзамены и сотни тысяч наших школьников, родителей, дедушек, бабушек и всех причастных к этим экзаменам людей находятся в стрессовом состоянии.
Предыдущий выступающий говорил о преимуществах ЕГЭ. Но я хочу отметить, что ни одна задача, которая ставилась перед ЕГЭ, не была решена. Объективности в оценивании знаний, как мы видим нет. Коррупционная составляющая только усилилась, перешла на другой уровень. Скандалы, которые сопровождают ЕГЭ, уже начались. В Астрахани, как вы знаете, уличены проверяющие, которые оказывали помощь при сдаче Единого государственного экзамена детям высокопоставленных чиновников. Махинации здесь используются точно такие же, как при проведении выборов: сдаются чистые листы, затем устроители экзаменов их заполняют, и получают необходимые баллы для нужных детей.
Уважаемые коллеги, хочу также напомнить вам, что мы – единственная Партия, которая в своей программе записала в качестве отдельного пункта положение о необходимости запрета реформ Фурсенко и об отставке министра. И вот, казалось бы, поменяли министра образования и науки, и что произошло? Первое же заявление, которое сделал министр, как вы уже все прекрасно знаете, заключалось в том, чтобы сократить в два раза число бюджетных мест в вузах, что бы в три раза увеличить стоимость обучения в наших вузах, чтобы существенно в целом сократить число студентов.
Да, кстати, на всех дебатах, в которых я принимал участие, представители "Единой России" пытаются защитить своего министра: якобы эти заявления он сделал еще до вступления в должность. Напомню, то же самое заявлял и министр Фурсенко. Когда в разгар выборной кампании в Удмуртии я ему напомнил при всех присутствующих, что именно он в Год учителя вышел с инициативой о сокращении каждого шестого учителя и каждого десятого работника высшей школы, он стал отказываться от своих слов, сказал, что это мы с Сергеем Михайловичем Мироновым придумали эту идею. Как же так? В газете "Ведомости" его интервью опубликовано. И вот сейчас аналогичная ситуация.
Коллеги, невольно напрашивается аналогия с содержанием письма министра народного просвещения Делянова И.Д., которое он направил в 1887 году Александру III. В этом письме он говорил о том, что нужно запретить учебу детей из низших сословий в прогимназиях и гимназиях России. Естественно, в дальнейшем им будет запрещено учиться в вузах. Это письмо получило название "Циркуляра о кухаркиных детях". Для чего это было сделано, принято в тот период министром и Александром III?
Дело в том, что уже в тот период количество мест на государственной службе, на других должностях, где требуется люди с высшим образованием, было гораздо меньше, чем выпускников вузов. Требовалось всего лишь навсего 42 тысячи специалистов, а выпускников было гораздо больше. И руководители в тот период решили, что если не сократить число студентов, то они неизбежно пополнят ряды бунтовщиков на улице. Невольно напрашивается аналогия с сегодняшней ситуацией. Потому, что если в советские времена у нас было 2 миллиона 300 тысяч студентов, то сегодня их 7 миллионов. Ну, половина из них учится, конечно, за счет собственных средств.
Я хочу отметить, что мы не допустим сокращения числа студентов, потому что закон, который сегодня действует, и наши прозорливые законодатели в 90-х годах, когда принимался закон "Об образовании" того времени, очень хорошо сделали, что прописали статью о 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения.
Владимир Владимирович Путин, выступая здесь с отчетным докладом, заявил, что пора увеличить эту цифру до 190. Мы, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, предложили законопроект, где также предусмотрели последовательное увеличение числа бюджетных мест на 10 тысяч населения, 190, 210 и до 250 – к 2020 году. Отмечу, что сегодня эта цифра в действительности уже составляет 210. Сегодня министр может сократить только до 170 число студентов, но и этого делать ни в коем случае нельзя. Потому, что повышение стоимости обучения с 60 тысяч до 200 тысяч означает лишь то, что стоимость обучения в вузе будет равна стоимости содержания одного заключенного. Именно во столько – 200 тысяч рублей обходится сегодня содержание одного заключенного. Что нам выгодней? Содержать нашу молодежь в тюрьмах, или пусть она учится, сидит в аудиториях, в библиотеках, изучая те или иные предметы?
Уважаемые коллеги, может быть единственный плюс, который был в последнее время в образовании, это заявления, которые были сделаны Владимиром Владимировичем Путиным в его предвыборных статьях и в указах, которые вышли. Безусловно, мы поддерживаем эти заявления, прежде всего, в части повышения заработной платы учителям.
Но посмотрите, что произошло на самом деле – повысили заработную плату только учителям. Все остальные категории – работники дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования, работники дополнительного образования и даже работники высшей школы, которые сегодня получают меньше, чем учителя, – остались без повышения.
Буквально несколько дней назад мы с Сергеем Михайловичем Мироновым внесли законопроект, где конкретно расписали, что должно сделать Правительство и в какие сроки, по повышению заработной платы всем категориям работников образования. И я надеюсь, что, поскольку он полностью соответствует высказываниям Владимира Владимировича Путина, наш законопроект будет поддержан.
Уважаемые коллеги, хочу также остановиться на нашумевших стандартах образования в старших классах. Как вы знаете, первый вариант стандартов вызвал волну возмущения, поскольку предлагалось в качестве обязательных изучать только три предмета, а остальные предметы были объявлены по выбору. Русский язык (День русского языка как раз мы сегодня с вами отмечаем) впервые был объявлен также предметом по выбору.
Конечно, это вызвало волну возмущения, мы сразу же нашей фракцией подготовили законопроект, который как раз предлагал, чтобы перечень предметов, которые изучаются в средней школе, и количество часов, которые отводятся на изучение того или иного предмета, утверждали мы с вами, законодатели, по представлению Правительства Российской Федерации. Что в этом плохого? Мы бы все знали, какие предметы будут изучаться в школе, чтобы не было здесь субъективизма. Я уже в тот период говорил: а вдруг придет министр еще хуже, и он возьмет, да и сократит число предметов.
Коллеги, в прошлом созыве я подготовил от имени СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ с моими коллегами из фракции около 30 законопроектов. Все они внесены в Государственную Думу, пролежали в Комитете по образованию. И вот сейчас на каждом заседании где-то после 40-го номера в повестке значатся наших 6-7 законопроектов. Но каждый раз уже в течение почти двух месяцев мы видим, что они откладываются и откладываются. И еще раз хочу подчеркнуть, что впереди у нас принятие большого закона, будущего закона "Об образовании в Российской Федерации". Как вы знаете, в Комитет поступило около 20 тысяч поправок. Это означает, что наши граждане ожидали совершенно другой закон.
Да и не могло быть иначе, потому что ни один депутат профильного комитета, включая уважаемого председателя комитета Григория Артемовича Балыхина, не был включен в правительственную комиссию по разработке этого будущего закона "Об образовании в Российской Федерации". Это полнейший абсурд, но обстоит дело именно так.
Сегодня я предлагаю всем фракциям, независимо от политической принадлежности, объединиться и общими усилиями доработать этот важнейший для будущего нашей России законопроект.
Очень важно подчеркнуть, что сегодня в том варианте законопроекта, который мы с вами будем обсуждать, по-видимому, в осеннюю сессию, число статей, исполнение которых требует принятия дополнительных подзаконных актов, возросло в шесть раз по сравнению со старым вариантом закона. Это означает, что новый закон просто не будет работать, не будет действовать. У нас даже прямые поручения Президента не всегда выполняются. Ведь было дано указание Президента РФ внеси этот законопроект еще к 1 сентября 2010 года. Прошло два года, до сих пор законопроекта нет.