В преддверии госэкзаменов в школах и вступительных испытаний в вузах заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Виктор Шудегов еще раз высказался о недостатках ЕГЭ:
– Конечно, самое кардинальное, что нужно изменить, это сделать ЕГЭ добровольным. То есть, для тех, кому выгодно, пусть сдают ЕГЭ, выбирая его в качестве основного способа проверки знаний. А те, кто считает, что лучше по традиционной форме, пусть сдают по традиционной. Конечно, вряд ли министерство пойдет на это, там будут всячески пытаться усовершенствовать Единый госэкзамен. Но в целом невозможно изменить тот минус, который изначально заложен в ЕГЭ. Что бы мы ни говорили, что там есть тесты разной степени сложности, все равно это тестовая система, она направлена, прежде всего, на запоминание определенных фактов, данных, способов решений и так далее. А мы должны учить школьников, прежде всего, логическому мышлению. Это фактически не заложено в системе ЕГЭ.
Сами авторы этой системы из США считают, что мы изначально идем не по правильному пути. Тестовая система годится для проверки остаточных знаний школьников по тому или иному предмету. Безусловно, ее можно использовать, чтобы узнать уровень математических знаний или русского языка, скажем, в южных республиках, чтобы сравнить с московским уровнем. Но, чтобы учиться, нужны несколько другие знания, умения и навыки. А это уже другие тесты должны быть. Согласно той же американской тестовой системе, человек должен решать задачи с совершенно незнакомыми условиями. Не с теми, с которыми их научили мыслить в школе.
Конечно, фактически мы занижаем требования для поступающих в вузы. И, тем самым, может быть, даже и теряем наших будущих Ломоносовых. Хотя есть возможность поступления по результатам олимпиад, но это касается буквально единиц. Несовершенство системы это, прежде всего, контрольно-измерительные материалы, с ними нужно дальше работать. Мы будем дальше их усовершенствовать. Тестовая система в какой-то степени уже ближе к обычным экзаменам, но пока далека от совершенства. И еще нужно исключить все возможные варианты, когда за школьников сдают более подготовленные студенты, какие-то махинации проводятся. В этом году одни минусы проявились, в следующем – другие. Они должны были проявиться сразу, но этого не произошло. На школьниках проводят эксперименты.
Самый большой минус, что никто не знает, сколько надо получить баллов, чтобы получить твердую оценку "4" или "3". Это потому что Рособрнадзор регулирует этот процесс, чтобы не было слишком много провалившихся. Если каждый четвертый провалится, они вместе с родителями пойдут на улицу, и будут устраивать митинги протеста против ЕГЭ. Поэтому в Минобразования плавно регулируют эту планку вверх или вниз. Вот тут проходной балл, который соответствует оценке "3" или "4". Так не должно быть. Мы должны заранее объявить, что "3" это, скажем, 30-40 баллов, "4" следующий этап и так далее. Это самый большой минус. Манипулирование, чтобы отчитаться перед руководством страны, что у нас с образованием все хорошо. Это хорошая лазейка, но от этого ситуация в образовании не улучшится. Качество нашего образования по-прежнему считается на низком уровне. Мы уступили и четвертую, и пятую десятку впереди. А когда-то мы были впереди всех стран.
По материалам источников: Парламентская газета