Накануне знаменательной даты – 21 мая исполняется 75 лет со дня первой посадки самолёта в районе Северного полюса и организации в самой северной точке земного шара советской научно-исследовательской станции "Северный полюс – 1" – руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов встретился с группой ветеранов-полярников. Участники встречи обсудили проблемы и перспективы развития Арктического субрегиона на ближайшие годы, поправки в закон о пенсионном обеспечении полярников и другие вопросы.
Кроме руководителя фракции, в дискуссии принимали участие депутаты Государственной Думы Михаил Брячак и Федот Тумусов. Славная когорта ветеранов освоения Севера была представлена полярными летчиками Евгением Кравченко и Игорем Соколовым – одним из лучших ледовых разведчиков 70-80-х годов с трудовым "северным" стажем в 45 лет. Также во встрече приняли участие начальник самых последних экспедиций "Северный полюс 38" и "39" Томаш Петровский, участник первой советской антарктической экспедиции на станцию "Восток" академик Георгий Лазарев, вице-президент Московской Ассоциации полярников Юрий Бурлаков, Герой России Николай Гаврилов, директор музея Арктики и Антарктики Валерий Ипполитов и другие.
Лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ обратился к участникам встречи с приветственным словом: "Сегодня,когда мы произносим слово "полярник", мы понимаем, что это понятие объединяет десятки самых разных профессий. Самое главное, что в этом замечательном слове мы слышим отзвуки героических деяний. Поляриники для меня – это отважные и преданные своему делу люди. Люди, которые всю свою жизнь посвятили изучению бескрайних снежных просторов Арктики и Антарктики. Наше государство, российское Правительство, вне зависимости от времени и формаций – я имею в виду и советское время, и уже новейшую историю – всегда уделяло и будет, я уверен, уделять внимание изучению Крайнего Севера, признавая его уникальную роль и стратегическое значение. Надо признать, что именно в советские годы был задан особый темп по изучению и развитию Арктики. Именно в эти годы были достигнуты общепризнанные мировые научные результаты и экономические успехи. Благодаря в том числе и вашей работе в Арктическом субрегионе появился и сохранятся хозяйственный, транспортный, транзитный и иной потенциал", – отметил лидер Партии и подробно остановился в своем выступлении на теме социальной защиты ветеранов-полярников, а также природных ресурсов, экономического потенциала Арктики и экологии.
"Север, конечно же, должен стать лидером в развитии природосберегающих технологий. Можно с достаточной долей уверенности предсказать, что именно экология, рассматриваемая не в координатах равновесия природы и производственной деятельности человека, а как абсолютная ценность жизненного пространства, станет одной из основных идей развития Севера. В экологическом отношении Север очень уязвим. Хрупкая природа Севера требует экологизации любой хозяйственной деятельности. Иными словами, Север должен воплотить опережающую модель взаимоотношений природы и человека", – отметил Сергей Миронов.
Вице-президент Московской Ассоциации полярников Юрий Бурлаков затронул многие проблемы развития Арктики – вопросы коммуникаций, которые в связи с удаленностью районов Крайнего Севера приобретают особый размах и остроту, проблемы пенсионного обеспечения ветеранов полярников и даже такой нюанс, как награждение знаком "Почетный полярник". Как оказалось, решение этого вопроса находится в ведении Минтранса и далеко не всегда ветеран освоения Севера может рассчитывать на получение этого знака, который, как отметил Юрий Бурлаков, является для него наградой более ценной, чем ордена, премии и медали.
Полярный летчик, Герой России Николай Гаврилов поднял в ходе встречи тему полярной авиации. "В последний раз я испытывал чувство гордости за нашу авиацию пять лет назад, когда наши самолеты приземлялись в Антарктиде. С тех самых пор там не осталось ни одного летательного аппарата российского производства". Оказалось, что даже воду из подземного антарктического озера, добытую нашими полярниками и преподнесенную Путину как очевидное достижение российских ученых, перевозили самолетом, арендованном у американцев. Исходя из катастрофического положения в отечественной авиаотрасли, полярный летчик сделал вывод о необходимости возрождения Министерства авиации.
Героя России Гаврилова тут же поддержал другой участник встречи – заместитель директора музея Арктики и Антарктики Валерий Ипполитов: "Цена атомного флота, который сегодня занимается транспортировкой и высадкой экспедиций – тоже "атомная" по сравнению с авиацией", – отметил он.
В ходе встречи депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Федот Тумусов поделился своим видением перспектив развития Российского Севера. Он отметил в своем выступлении: "Кроме экономических и геополитических вопросов есть и гуманитарный аспект этой проблемы Севера по той простой причине, что история народа – это история его героев. Мы и дальше будем бороться за то, чтобы 21 мая стал официальным праздником – Днем Полярника".
Академик Георгий Лазарев, участник первой советской антарктической экспедиции на станцию "Восток" подробно остановился на теме притязаний других стран на территорию Антарктиды и заявил о необходимости принципиальной позиции по защите интересов России в этом вопросе.
В ходе встречи заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Михаил Брячак выразил готовность к сотрудничеству в деле возрождения и развития полярной авиации.
В заключение встречи ее участники договорились о том, что будут проводить подобные собрания два раза в год для обмена мнениями и для того, чтобы выработать конкретные предложения по развитию Антарктического субрегиона.