Николай Левичев: Выборы губернаторов или розыгрыш "креативного класса"?
Николай Левичев, 27 апреля 2012
см. также ↓На последнем заседании Госсовета уходящий Президент Дмитрий Медведев в очередной раз подчеркнул свое романтизированное, идеалистическое представление об окружающей нас реальности. Оно появилось не вчера еще в своей статье "Россия, вперед" он отмечал: "Политическая система России будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей".
Помните эйфорию, связанную с так называемым "креативным классом"? Сейчас, когда стала очевидной неполноценность политических реформ, инициированных Медведевым, похоже, всем ясно, что тот "креативный класс", который интересуется политикой, не сможет стать "скамейкой запасных" для руководителей регионов. Люди, научившиеся жить в XXI веке, выходят на Болотную или сидят дома и во всяком случае не часто посещают лоялистские, провластные мероприятия, марши и "поклонные митинги".
Преодолеть круговую поруку и клановость чиновничества возможно только притоком свежей крови. Главной проблемой страны становится проблема кадров. Единственное ее системное решение привлечение партийного резерва и парламентариев к равной и честной конкуренции на выборах властью все более явно игнорируется. Законопроект, предложенный ко второму чтению, напомнил, как метко сказал коллега-депутат Зубов, "политического гермафродита". Власть обесценивает свои же собственные обещания. Ради чего?
Критики в адрес новых поправок к закону о губернаторах вылилось немало. Но если поставить проблему кадров более принципиально, то обращает на себя внимание одна формулировка пресловутого законопроекта 8434-6, кратко называемого "О прямых выборах губернатора": "Основанием для утраты доверия президента предлагается установить выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ фактов коррупции или неурегулированного конфликта интересов". У нас в большинстве регионов, где губернаторы назначенцы, имеется этот "неурегулированный конфликт интересов" губернатора, силовиков, политиков региона и местной бизнес-элиты.
В законе "О противодействии коррупции", в статье 10, посвященной конфликту интересов, часто упоминается слово "гипотетическая", предполагаемая классификация деятельности губернатора: "влияет или может повлиять", "возникает или может возникнуть". Кто может прогнозировать это самое возникновение конфликта интересов и его принципиальное обострение, необратимо ведущее к отставке? Не получим ли мы из-за наспех состряпанных поправок некие потемкинские деревни, показуху на региональном уровне? Или, напротив, этакий поток доносов с мест, мрачные инвективы в адрес руководства в случае реального конфликта губернатора с местным истеблишментом и общественностью, среди которых потонут реальные проблемы?
Данный пункт о конфликте интересов в законопроекте о выборах губернаторов совсем не вкусовщина и декаданс президентских райтеров и юристов, но свидетельство той же самой тенденции. Он полностью отвечает принципу делегирования управления страной и регионами "по генеральной доверенности", а не по договору. Доверенность тесно связана с верой одной стороны другой, а договор с непременным наличием у сторон разных ценностей и интересов. Так и будем "вручную" снимать и назначать губернаторов, а кадры по-прежнему будут находиться в дефиците. И власть по-прежнему будет виновата в извечной "первой беде" России.
Почему не использованы уже существующие механизмы работы с "кадровыми лифтами"? Есть по-прежнему во многих городах и регионах положение об отзыве депутата или губернатора. Есть уже подготовленные законопроекты по парламентскому расследованию и парламентскому контролю, позволяющие обеспечить беспристрастность и объективность оценки работы губернаторов. Почему не заставить работать уже существующие положения и объявленные ранее решения, тем более что на выборы губернаторов выходят в октябре только пять субъектов Федерации?
Постоянная редакция политических обязательств, напластование все новых законов, регулирующих выборы, увеличение числа фильтров и так далее приведут к тому, что в результате "очистки" в кресло губернатора или его зама опустится дистиллированный... негодяй.
Бытует мнение, что ситуацию с низким профессиональным уровнем губернаторов можно решить, привлекая на эти должности людей из бизнеса. Однако магия цифр о миллиардах от нефтегазовых доходов заслоняет проблемы "ручного управления" и хищнического отношения топ-менеджеров крупных компаний главных налогоплательщиков к ресурсам. Эффективность управления, по мнению экспертов, в российском бизнесе находится на столь же низком уровне, как и в госструктурах. Оно зависит от политических соображений, способствует распространению коррупции.
Давайте поставим вопрос иначе: ладно, если честный человек практически не может стать губернатором, но может ли стать чиновник честным человеком? Нет. На критику в СМИ чиновник может не реагировать, и ему за это ничего не будет. Даже самые скандальные публикации в СМИ в большинстве случаев не имеют никаких правовых последствий. Поэтому вопиющие проблемы страны не решаются годами. Это также одна из причин расползающейся по стране коррупции.
СМИ переполнены материалами о безответственности, самоуправстве, непрофессионализме, мздоимстве и бесстыдстве чиновников. Конечно, не все случаи попадают под Уголовный или Административный кодексы. Но огромное количество сюжетов о распиле бюджета и ограблении людей с размахом "колониального капитализма" повторяется из года в год. А взяточники и казнокрады остаются в своих теплых креслах. Конечно, правительство на некоторые публикации реагирует, но это не та реакция, которая принята в демократическом обществе.
Очевидно, что определенного "класса" на замену нынешней бюрократии нет. Так же очевидно, что условия, в которых будет происходить обновление кадров, не способствуют появлению "критически мыслящих, уверенных в себе людей".
Источник: РБК daily