Илья Свиридов: Ситуация, когда разные муниципальные образования одного субъекта имеют разные полномочия, выглядит абсурдно
см. также ↓В минувшие выходные прошло первое заседание совета муниципальных депутатов Москвы. В конференц-зале гостиничного комплекса собрались более 120 человек. Это депутаты от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, партии Яблоко, ЛДПР и КПРФ.
Перед собравшимися выступил секретарь бюро Совета Московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Илья Свиридов. Прежде чем перейти к основному докладу он обратился к депутатам с предложением создать на базе совета координационный орган, куда вошли бы представители всех политических партий и депутаты самовыдвиженцы. Делегаты совета поддержали это предложение.
Основной доклад Ильи Свиридова касался правовой неразберихи, которая возникла вокруг местного самоуправления в Москве.
"131-й предусматривает четыре формы муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, поселение и внутригородское муниципальное образование – это для Москвы. В 2005 году Юрий Лужков победил местное самоуправление и оставил нам только те полномочия, от которых с радостью отказалась управа: опека и попечительство, комиссии по делам несовершеннолетних. Тогда же московские власти фактически лишили нас бюджета, оставив какие-то сущие подачки со стороны правительства Москвы", – заявил Илья Свиридов.
"Один из институтов власти существующих в Москве, это якобы избираемая Мосгордума, которую мы в СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ не считаем легитимной, потому что там не 45, как должно быть по федеральному закону, а 35 депутатов. Причем 45 это минимум, а так как Москва – самый густонаселенный регион, то московский парламент должен состоять из 110 депутатов", – отметил депутат.
Возвращаясь к необходимости реформы местного самоуправления, Илья Свиридов напомнил собравшимся, что буквально десять дней назад Мосгордума приняла закон, в котором определила новую форму муниципального образования. "Кроме двух видов муниципальных образований, которые прописаны в 131-ом Федеральном законе, в Мосгордуме придумали еще и муниципальный округ, который федеральным законом не предусмотрен, – продолжил Свиридов. – Получается, что МГД замахнулась на федеральные полномочия, создав новый вид муниципальных образований в нашей стране, а это опасный прецедент, так в каждом субъекте в нашей стране надумают создавать новые виды муниципальных образований. Очевидно, этот закон Мосгордумы связан с расширением Москвы. Мы полагаем, что столичный мэр Сергей Собянин дал поручение Мосгордуме, как законодательному органу исхитриться и сделать так, чтобы на "новых" территориях оставить широкие полномочия местным властям, а на "старых" ничего не менять и не давать муниципальным депутатам новых полномочий. Введение нового понятия "муниципальный округ" – это жульничество и такое "нововведение" Мосгордумы вполне может быть оспорено".
Илья Свиридов предложил коллегам-депутатам обратиться с письмом к Сергею Собянину, в котором депутаты муниципалитетов просят его обратиться в Мосгордуму с просьбой изменить название "муниципальный округ" на "муниципальный район". Это, по мнению Ильи Свиридова, позволит дезавуировать явно допущенное превышение полномочий МГД и уровняет в правах все муниципальные образования в столице.
"Если со стороны власти не будет ответа до первого июля, то мы все вместе оппозиционные депутаты и самовыдвиженцы обратимся в Конституционный Суд. И будем пикетировать Московскую Городскую Думу, до тех пор пока не восторжествует справедливость", – заключил Свиридов.
Предложение секретаря бюро Совета Московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Ильи Свиридова было поддержано подавляющим большинством Совета муниципальных депутатов.
Презентация Ильи Свиридова "МСУ в Москве: абсурд, возведенный в степень закона".
Мэру города Москвы
Собянину С.С.
От депутатов муниципальных Собраний города Москвы
Уважаемый Сергей Семенович!
В соответствии с действующим законодательством об организации местного самоуправления в Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) существует три типа муниципальных образований. Это: городской округ, муниципальный район и поселение.
Кроме того, для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга допущена особая структурная форма: внутригородское муниципальное образование.
В статьях 14-17 указанного Закона зафиксированы полномочия органов местного самоуправления городского округа, муниципального района и поселения. Всего их от 33 до 42 пунктов.
В период правления мэра Москвы Лужкова Ю.М. был принят Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", который сократил список полномочий местного самоуправления в Москве до пятнадцати. Формой органов местного самоуправления было названо предусмотренное федеральным законодательством "внутригородское муниципальное образование".
11 апреля 2012 года Московской городской Думой был принят закон, который, по нашему мнению, противоречит федеральному законодательству и просто здравому смыслу. Отныне в Москве будет не предусмотренное ФЗ 131 внутригородское муниципальное образование, а три других типа образований – городской округ, поселение (оба – соответствуют дефинициям, данным в 131-ФЗ) и муниципальный округ. Причем этот последний – муниципальный округ – является новеллой по отношению к существующему законодательству, что противоречит принципу верховенства закона: субъекты Федерации не в праве изобретать новые формы муниципальных образований, поскольку это относится к полномочиям федеральной власти.
Объяснением сложившейся ситуации очевидно является присоединение территорий: Московская городская Дума, стремясь обеспечить выполнение данного Вами обещания по сохранению полномочий вновь присоединяемых к Москве муниципальных образований, попыталась не допустить увеличения полномочий всех остальных, "старых" московских муниципальных образований, и в результате создала новый вид субъекта местного самоуправления, чем явно поднялась на уровень федеральных полномочий.
Обращаем Ваше внимание, что Федеральным Правительством, действующим Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. и вновь избранным Президентом Путиным В.В. в программных статьях (в том числе см. статью "Демократия и качество государства") провозглашается курс на децентрализацию власти и передачу полномочий на местный уровень.
Мы, вновь избранные депутаты муниципальных образований города Москвы, не просим Вас, уважаемый Сергей Семенович, передавать нам больше полномочий, чем это предусмотрено федеральным законодательством.
Обращаем Ваше внимание на то, что полномочия муниципальных образований, вошедших в состав города Москвы, в результате расширения границ Москвы остались неизменными.
Таким образом, сложилась ситуация, в которой разные муниципальные образования одного субъекта Федерации имеют разные полномочия.
В связи с изложенным, руководствуясь федеральным законодательством и поддерживая курс федеральной власти, мы обращаемся к Вам с просьбой обратиться в Московскую городскую Думу с предложением изменить название "старых" московских муниципальных образований с "муниципальный округ" на "муниципальный район". Это решение, с одной стороны, позволит дезавуировать явно допущенное превышение полномочий Московской городской Думой, а с другой уравняет в правах все муниципальные образования столицы.