Рекомендации участников круглого стола "Вступление России в ВТО: кто выигрывает?"
см. также ↓Присоединение Российской Федерации к ВТО на согласованных условиях создает серьезные риски для развития российской экономики. Резкое снижение уровня импортных и экспортных таможенных пошлин, ограничение государственной поддержки экономики, сокращение возможностей защиты отечественной экономики мерами нетарифного и технического регулирования приведет к ухудшению условий конкуренции отечественных предприятий с иностранными производителями, снижению рентабельности, потери ими инвестиционного потенциала.
Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и Центральный Банк должны срочно предпринять меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий вступления России в ВТО:
1. В оставшееся до ратификации Протокола о присоединении время провести широкую общественную дискуссию с активным участием российского предпринимательского сообщества, по итогам которой оценить целесообразность вступления в ВТО на согласованных условиях. Переговорный процесс оказался крайне непрозрачным для российского бизнеса. Изменения ставок таможенных пошлин и другие условия вступления России в ВТО не согласовывались с большинством Ассоциаций и Союзов, представляющих отрасли российской экономики. Информация об условиях вступления в ВТО до недавнего времени оставалась закрытой. Не было официального перевода Протокола на русский язык.
2. Поддержать реальный сектор средствами макроэкономической политики. Обеспечить курс рубля, комфортный для российской промышленности и сельского хозяйства, принять меры по ограничению притока спекулятивного притока капитала в страну. Обеспечить доступность кредитов российским предприятиям. Жестко сдерживать рост цен на энергоносители и тарифы естественных монополий.
Предпринять "налоговый маневр", снижающий налоговую нагрузку на предприятия обрабатывающей промышленности за счет отраслей добывающей промышленности, финансового сектора, торговли, а также введения прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц и "налога на роскошь". Вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Установить налоговые каникулы для предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Рассмотреть вопрос снижения НДС до 10% в обрабатывающих отраслях промышленности либо его замену на налог с продаж. Улучшить налоговое администрирование, упростить возврат НДС при экспорте. Отказаться от возмещения НДС экспортерам сырья. Продлить действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных производителей. Списать долги сельскохозяйственных производителей.
3. Создать специальное Агентство по работе с ВТО, которое должно оказывать помощь предприятиям в отслеживании и оформлении доказательной базы в случаях демпинга при импорте товаров и услуг, содействовать защите прав российских экспортеров. Организовать подготовку специалистов для работы с ВТО в государственных органах и бизнесе.
Активно использовать разрешенные ВТО меры для защиты российского производителя. Обеспечить в полном объеме финансирование государственной поддержки отраслей российской промышленности и сельского хозяйства в пределах, допускаемых Протоколом. Создать правовые и организационные механизмы использования предварительных антидемпинговых и специальных защитных пошлин. Сохранить субсидирование из федерального бюджета процентных ставок на техническое перевооружение предприятий, расширить практику экспортного страхования. Обеспечить преимущество российских производителей при госзаказе, формировать лоты, соизмеримые с производственными мощностями российских производителей.
4. Проводить сбалансированную таможенно-тарифную политику, синхронизировать снижение ставок ввозных таможенных пошлин на готовые изделия и комплектующие для производства аналогичной продукции в России, а также сырье. Усилить уголовную и административную ответственность за контрабанду и изготовление контрафактной продукции. Обеспечить строгое таможенное администрирование импорта с целью недопущения занижения стоимости товаров при таможенном оформлении.
5. Ускорить работу по принятию необходимых технических регламентов, препятствующих неограниченному ввозу в России недоброкачественной и бывшей в употреблении продукции, обеспечить учет в них требований российских производителей.
6. Наращивать государственные вложения в инфраструктуру, увязать ее развитие с потребностями российских предприятий, снизить издержки бизнеса путем финансирования содержания объектов инфраструктуры за счет бюджета.
7. Адаптировать систему российского образования к функционированию российской промышленности и сельского хозяйства в условиях жесткой конкуренции с российскими производителями.