Антон Беляков: Законодательство в сфере рекламы провоцирует опасное для здоровья потребление лекарств
см. также ↓Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Антон Беляков считает, что либеральное отношение действующего законодательства к рекламе безрецептурных лекарств на радио, телевидении и в печатных СМИ представляет большую опасность. Подробно мнение парламентария на эту тему представлено на странице его блога в "Живом Журнале":
– Потребление лекарств в России неуклонно растет. Отчасти этому способствует то, что законодательство в сфере рекламы провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств. Общемировые тенденции демонстрируют постоянное увеличение смертности от самовольного применения лекарств. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от лекарств занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. При этом значительную роль при выборе потребителем лекарств оказывает реклама. По данным журнала Американской Медицинской Ассоциации (JAMA), вредное воздействие лекарств является четвёртой ведущей причиной смерти в Америке.
Согласно данным, собранным Ассоциациями потребителей ряда стран, интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он заменяется на рекламируемый), и схемы его применения (пациенты начинают ориентироваться не на назначения врача, а на рекламную информацию). Так, например, в США в период с 1993 по 1998 годы объем продаж на фармацевтическом рынке вырос на 84 процента, причем более 25% пришлось на 10 наиболее интенсивно рекламируемых препаратов, которые стали употребляться вместо более дешевых, но более эффективных средств.
Для разрешения этой ситуации в странах Евросоюза и США были приняты решительные меры по ужесточению рекламного законодательства лекарственных препаратов.
Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных лекарственных препаратов. При этом многие европейские страны пошли дальше. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио. Параллельно действует жесточайшая система сертификации, так ЕС ведет собственный реестр лекарственных средств и проводит отдельные клинические испытания.
В России в 2006 году также были введены некоторые ограничения на рекламу лекарств, в том числе запрет на рекламу лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. Тем не менее, анализ ситуации на фармрынке последующих трех лет показал недостаточность введенных ограничений.
Действующее законодательство о рекламе лекарственных средств допускает рекламу на радио, телевидении и печатных СМИ безрецептурных лекарств. Это таит в себе большую опасность. В РФ нет четких критериев отнесения препарата к группе рецептурных или безрецептурных лекарственных средств, крайне мало независимых клинических исследований и отсутствует система регистрации побочных эффектов и при этом происходит постоянный рост продаж и потребления безрецептурных лекарственных препаратов. С момента вступления в силу новой редакции ФЗ "О рекламе", с соответствующими ограничениями для рекламы лекарственных средств, в РФ начался резкий рост продаж безрецептурных лекарств. Уже в 2006 году стоимостная доля рынка безрецептурных ЛС превысила долю ЛС, продаваемых по рецептам, достигнув 53%. С тех пор доля безрецептурных препаратов в РФ только растет. Сейчас мы являемся лидерами по этому показателю, тогда как в странах ЕС наблюдается обратная картина. Например, в Великобритании без рецепта можно купить очень немногие лекарства, их доля не превышает 20% от общего оборота лекарств.
По данным Российской ассоциации аптечных сетей, из 65 тыс. существующих в России аптек примерно у 45 тыс. безрецептурные препараты формируют половину прибыли. У остальных 20 тыс. аптек эта доля составляет 30–40% (будучи сетевыми, они более активно торгуют медтехникой и космицевтикой, зарабатывая на этом хорошую прибыль). Что касается рецептурных лекарств, то на их долю приходится 10–20% прибыли аптеки.
Опасность столь стремительного роста рынка безрецептурных лекарств заключается в том, что по данным опросов фонда "Качество жизни", до 70 процентов россиян предпочитают самолечение посещению врача. Причем при выборе лекарства для самолечения покупатели ориентируются в основном на рекламу и на советы родственников и друзей. Такое доверие к рекламе лекарственных средств и склонность уже привело к печальным последствиям. Ведь задача любой рекламы – представить товар в лучшем свете, вызвать у потребителя желание его приобрести и заработать на этом деньги. К сожалению, реклама лекарств не стала исключением. В результате, вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, "сильнее боли", а потом к несчастью узнает о серьезном заболевании. Или держа в памяти убедительное двустишие, что некое средство поможет от боли в животе всей семье, больной упорно отказывается от обращения к врачу и в итоге оказывается в операционной с запущенной формой аппендицита.
Сейчас показатель смертности трудоспособных россиян в 4,5 раза превышает европейский. При этом на фоне роста смертности трудоспособного населения резко снизилась обращаемость за медицинской помощью, и особенно в случаях, сопровождающихся утратой трудоспособности. Часто, в условиях преобладания негосударственной формы собственности предприятий работники из-за боязни потерять работу реже обращаются за медицинской помощью, занимаясь самолечением. И реклама является дополнительным катализатором нарастания этих тенденций. Сегодня 3–5% больных, поступающих в стационары РФ, являются жертвами побочного действия лекарств, принимаемых бесконтрольно. От этого умирает больных в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов.
В связи с этим считаю необходимым ограничить рекламу лекарственных средств на телевидении, радио и печатных СМИ и разрешить ее только в специализированных медицинских изданиях и в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций.
Жду ваши отзывы.