Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрит предложение СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ установить порядок национализации на возмездной основе имущества социально неэффективных собственников
см. также ↓15 марта в 14.00 в зале 304 Старого здания Госдумы пройдет заседание Комитета ГД по вопросам собственности, на котором будут рассмотрены законопроекты № 500676-5 "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников" и № 500684-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников". На заседание комитета приглашены разработчики законопроекта Сергей Миронов и Александр Бурков. Планируется, что с докладом по законопроектам на заседании комитета выступит руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов, с содокладом зампред Комитета по вопросам собственности Антон Беляков.
Данные законодательные инициативы внесены 11 февраля 2011 года лидером партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергеем Мироновым в период исполнения полномочий Председателя Совета Федерации, депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александром Бурковым и Олегом Михеевым.
Документ разработан с целью защиты конституционных прав граждан России на труд, в том числе на получение вознаграждения за труд и на защиту их жизни и здоровья, в развитие норм части 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции РФ, а также статей 235 и 306 Гражданского кодекса России.
В соответствии с законопроектом возмездное изъятие может быть осуществлено исключительно при наличии закрытого перечня оснований для принятия государством решения об изъятии, к числу которых относятся:
1) Угроза массовых увольнений или сокращений штата работников градообразующих предприятий;
2) высокая задолженность по выплате заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат работникам;
3) необоснованное снижение заработной платы работникам организации, если оно нарушает заключенные между работниками и работодателями коллективные договоры и соглашения;
4) нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда в случае, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью трем и более лицам или смерть трех и более лиц;
5) нарушение правил охраны окружающей среды, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
6) решение арбитражного суда о признании организации банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства в случае, если в результате конкурсного производства может произойти сокращение численности работников.
Авторы законодательной инициативы о необходимости принятия законопроекта
Сергей Миронов:
– Государство должно иметь механизм национализации собственности безответственных владельцев. В случае чрезвычайных социальных, как было, к примеру, в Пикалево, или техногенных ситуаций, аналогичных тем, что были на Саяно-Шушенской ГЭС, на шахте "Распадская", государство тратит колоссальные усилия и несет большие затраты, а непосредственный их виновник норовит остаться в стороне. Так быть не должно. Пускай у государства будет кнут, которым регулярно нужно стегать таких нерадивых собственников. Потому что сейчас слишком вольготно живется тем владельцам крупных компаний, которые считают, что они только используют Россию, физический и интеллектуальный труд россиян, чтобы получать сверхприбыли, перекачивают их в различные оффшоры за рубеж, ничего не вкладывают в развитие, пренебрегают техникой безопасности, месяцами не платят зарплату.
Если владелец выжимает все силы из рабочих, абсолютно не занимается тем, что называется социальной ответственностью, то государство должно иметь возможность рычага в виде национализации предприятия. Мы не говорим, что мы его отнимем, государство выкупит его по рыночной цене, за вычетом тех расходов, которые нужно понести для восстановления предприятия, нормализации, выплаты зарплаты. На эту сумму государство уменьшит стоимость выкупаемого предприятия.
Предприниматель и работник должны быть равно заинтересованы в эффективности производства, в его прибыльности. Мы вместе с большинством трудящихся выступаем против того, чтобы эта эффективность достигалась за счет ущемления социальных прав, за счет пренебрежения безопасностью производства. И будем настаивать на принятии нашей законодательной инициативы.
Александр Бурков:
– Мы говорим об изъятии имущества именно у неэффективных собственников, и я подчеркиваю, что именно на возмездной основе, что предусмотрено Конституцией России и Гражданским кодексом.
При этом важно, что мы предлагаем справедливую схему, по которой изъятие имущества будет проводиться на возмездной основе, но с компенсацией затрат, которые государство в дальнейшем понесет на восстановление данного предприятия, на закрытие всех негативных последствий – экологических, расчет с трудовым коллективом и так далее.
Второй принципиальный момент. Мы предусматриваем принятие решения о национализации на уровне Государственной Думы и региональных парламентов. Это позволит уйти от кулуарности приватизационного процесса. Напомню, что в свое время приватизация проводилась чиновниками в очень узком кругу, непублично. Сегодня мы говорим именно о публичности. Таким образом, мы уходим от коррупционной составляющей в этих вопросах.
В целом мы не отвергаем полностью приватизацию. Мы говорим, что эти процессы, как приватизация, так и национализация, должны присутствовать в экономике любого развитого государства. Такие механизмы действуют во многих странах. Возьмем кризис 2008 года. Мы видели, как в 2009 году в США была фактически национализирована компания "Дженерал Моторс". В Венгрии была национализирована алюминиевая компания специальным правительственным решением в связи с тем, что это предприятие нанесло большой экологический ущерб.
Мы берем примеры развитых стран Америки и Европы, везде такие механизмы есть и они применяются. Поэтому мы говорим: не надо этого бояться. Сегодня у нас призыв только один к обществу: давайте сообща рассматривать и обсуждать с учетом мнения общественности, профессиональных организаций. Пора уже признать, что есть неэффективные собственники.
Еще раз подчеркну, законопроект не касается физических лиц, изъятия квартир или малых предприятий. Речь идет о крупном бизнесе, о предприятиях, на которых работает свыше 1000 человек и от стабильной работы которых зависит судьба целых городов и даже регионов.