В последнее время сама жизнь подталкивает нас к осмыслению многих назревших вопросов национальной политики. Ставить и обсуждать их непросто, но уходить от этого значит загонять проблемы вглубь.
С полным правом можно сказать, что слова "Мы, многонациональный народ", с которых начинается наша Конституция, написаны самой Историей. Точно так же исторически обусловлен принцип федерализма, лежащий в основе нашей государственности, принципы равноправия наций и недопустимости межнациональной розни. Россия возникла и развивалась как многонациональное государство. Иначе и быть не могло при том масштабе евразийского пространства от Балтики до Тихого океана, при том уникальном этническом, географическом и природно-климатическом разнообразии, которое ей выпало освоить и объединить.
Три кита национальной политики Оглядываясь на историю и осмысливая реалии сегодняшнего дня, я считаю, мы вправе сформулировать три важных тезиса.
Первый. Именно русские всегда были и остаются ядром и объединяющей силой многонационального российского народа. Тот факт, что сегодня более 80% населения России составляют русские, безусловно, должен учитываться в государственной национальной политике.
Второй. Русскую культуру следует рассматривать в качестве фундамента российской нации. Любой народ, входящий в пространство российской "вселенной", свободно развивает свои национальные традиции. Но одновременно он имеет в полном распоряжении и достижения русской культуры, которую тоже может считать своей. В этом смысле системообразующая роль русской культуры совершенно очевидна.
Наконец, третий. Русский язык это важнейшая скрепа народов России, фактор, обеспечивающий их единство. И не только потому, что он имеет статус государственного, но в силу жизненных потребностей самих граждан. Именно на русском языке идет повседневное общение миллионов россиян разных национальностей. А для многих он еще и проводник в мировую культуру.
Кого считать русским?
Все сказанное отнюдь не означает, что речь должна идти о каком-то национальном превосходстве русского народа над другими или особых привилегиях для него.
Тем более это не повод для проявлений узколобого, радикального национализма. "Национализм это проявление слабости нации, а не ее силы", говорил академик Д.С. Лихачев. Этой истины совершенно не понимают те деятели, которые вбрасывают в общество лозунг "Россия только для русских". Тут не просто политиканство и провокация. Тут дремучее невежество и безнравственность. Лозунг, подаваемый как защитительный, по сути, унижает русский народ.
Потому что широкое русское сознание пытаются подменить узко этническим. Великому народу навязывают комплексы какого-то забитого племени.
Когда-то выдающийся ученый Владимир Даль, создавший "Толковый словарь живого великорусского языка", в ответ на предложение прибалтийских немцев самоидентифицироваться в их общине, ответил: "Я мыслю и говорю по-русски значит, принадлежу русской культуре и русскому миру". Это поистине высокое понимание "русскости", в основе которого не столько "зов крови", сколько духовно-гражданские начала.
Простых решений нет Возникает традиционный русский вопрос: что делать? Любая национальная проблема требует исключительной взвешенности не только в решениях, но даже в тональности обсуждений. Поэтому, когда некоторые политики все сводят лишь к вскрикам о "геноциде русского народа" или еще хуже к грубым выпадам в адрес конкретных национальных республик, это способно лишь разжигать страсти и заводить ситуацию в тупик. Важно понять: сами межэтнические противоречия и конфликты, с которыми мы сталкиваемся сегодня, это только верхушка айсберга. А главные, глубинные причины их кроются в нерешенности социально-экономических проблем, огромном социальном расслоении, массовой бедности, безработице, отсутствии жизненных перспектив у многих людей. Когда человек унижен и оскорблен фактом своего нищенского существования, его очень легко подтолкнуть к мысли, что в этом, якобы, виноват кто-то с другим цветом волос, разрезом глаз и т.д. Вот почему, говоря о национальной политике, мы не должны все сводить лишь к какому-то узкому кругу вопросов. Нужен широкий, масштабный взгляд на нее. Необходим не поиск какой-то чудодейственной панацеи, а системная, комплексная и скоординированная работа. Пока то, что у нас выдается за национальную политику, больше похоже на имитацию.
Долгое время даже соответствующей строки в бюджете не было. С трудом мы добились, чтобы в бюдже-те-2011 она, наконец, появилась. Но те 80 млн. рублей, которые значатся в графе "национальная политика", капля в море. На них можно лишь немного поддержать национально-культурные центры, провести какое-то количество мероприятий. А вот решить масштабные и сложные задачи, встающие в сфере межнациональных отношений, с таким хилым замахом нереально. Межнациональным отношениям нужен регулятор Стране необходим закон "Об основах национальной политики". Нам нужно не только сформулировать правильные идеи и принципы, но и заложить действенные механизмы, обеспечивающие учет национального фактора при решении любых социально-экономических и иных задач. Создать регуляторы межэтнических отношений, которые эффективно обеспечивали бы профилактику и разрешение конфликтных ситуаций, налаживание системы межкультурных коммуникаций и просвещения граждан о традициях и обычаях разных национальностей, живущих в России. Я и мои коллеги по СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ настаиваем на том, что в нашей стране все-таки должен существовать специальный госорган, который отвечал бы за все эти вопросы. Конечно, мы не имеем в виду создание очередного бюрократического монстра, плодящего циркуляры и осваивающего бюджетные средства. Нужна по-настоящему живая, оперативно функционирующая структура, которая, во-первых, координировала бы деятельность всех остальных министерств и ведомств с точки зрения национальной политики, а во-вторых, занималась бы выработкой этой самой национальной политики и претворением ее в жизнь.
Источник: Российская газета