О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: Национальный мир – залог будущего России

Сергей Миронов, 02 декабря 2011

 см. также ↓

В последнее время сама жизнь подталкивает нас к осмыслению многих назревших вопросов национальной политики. Ставить и обсуждать их непросто, но уходить от этого – значит загонять проблемы вглубь.

С полным правом можно сказать, что слова "Мы, многонациональный народ", с которых начинается наша Конституция, написаны самой Историей. Точно так же исторически обусловлен принцип федерализма, лежащий в основе нашей государственности, принципы равноправия наций и недопустимости межнациональной розни. Россия возникла и развивалась как многонациональное государство. Иначе и быть не могло при том масштабе евразийского пространства от Балтики до Тихого океана, при том уникальном этническом, географическом и природно-климатическом разнообразии, которое ей выпало освоить и объединить.

Три кита национальной политики Оглядываясь на историю и осмысливая реалии сегодняшнего дня, я считаю, мы вправе сформулировать три важных тезиса.

Первый. Именно русские всегда были и остаются ядром и объединяющей силой многонационального российского народа. Тот факт, что сегодня более 80% населения России составляют русские, безусловно, должен учитываться в государственной национальной политике.

Второй. Русскую культуру следует рассматривать в качестве фундамента российской нации. Любой народ, входящий в пространство российской "вселенной", свободно развивает свои национальные традиции. Но одновременно он имеет в полном распоряжении и достижения русской культуры, которую тоже может считать своей. В этом смысле системообразующая роль русской культуры совершенно очевидна.

Наконец, третий. Русский язык – это важнейшая скрепа народов России, фактор, обеспечивающий их единство. И не только потому, что он имеет статус государственного, но в силу жизненных потребностей самих граждан. Именно на русском языке идет повседневное общение миллионов россиян разных национальностей. А для многих он еще и проводник в мировую культуру.

Кого считать русским?

Все сказанное отнюдь не означает, что речь должна идти о каком-то национальном превосходстве русского народа над другими или особых привилегиях для него.

Тем более это не повод для проявлений узколобого, радикального национализма. "Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы", – говорил академик Д.С. Лихачев. Этой истины совершенно не понимают те деятели, которые вбрасывают в общество лозунг "Россия – только для русских". Тут не просто политиканство и провокация. Тут дремучее невежество и безнравственность. Лозунг, подаваемый как защитительный, по сути, унижает русский народ.

Потому что широкое русское сознание пытаются подменить узко этническим. Великому народу навязывают комплексы какого-то забитого племени.

Когда-то выдающийся ученый Владимир Даль, создавший "Толковый словарь живого великорусского языка", в ответ на предложение прибалтийских немцев самоидентифицироваться в их общине, ответил: "Я мыслю и говорю по-русски – значит, принадлежу русской культуре и русскому миру". Это поистине высокое понимание "русскости", в основе которого не столько "зов крови", сколько духовно-гражданские начала.

Простых решений нет Возникает традиционный русский вопрос: что делать? Любая национальная проблема требует исключительной взвешенности не только в решениях, но даже в тональности обсуждений. Поэтому, когда некоторые политики все сводят лишь к вскрикам о "геноциде русского народа" или еще хуже – к грубым выпадам в адрес конкретных национальных республик, это способно лишь разжигать страсти и заводить ситуацию в тупик. Важно понять: сами межэтнические противоречия и конфликты, с которыми мы сталкиваемся сегодня, – это только верхушка айсберга. А главные, глубинные причины их кроются в нерешенности социально-экономических проблем, огромном социальном расслоении, массовой бедности, безработице, отсутствии жизненных перспектив у многих людей. Когда человек унижен и оскорблен фактом своего нищенского существования, его очень легко подтолкнуть к мысли, что в этом, якобы, виноват кто-то с другим цветом волос, разрезом глаз и т.д. Вот почему, говоря о национальной политике, мы не должны все сводить лишь к какому-то узкому кругу вопросов. Нужен широкий, масштабный взгляд на нее. Необходим не поиск какой-то чудодейственной панацеи, а системная, комплексная и скоординированная работа. Пока то, что у нас выдается за национальную политику, больше похоже на имитацию.

Долгое время даже соответствующей строки в бюджете не было. С трудом мы добились, чтобы в бюдже-те-2011 она, наконец, появилась. Но те 80 млн. рублей, которые значатся в графе "национальная политика", – капля в море. На них можно лишь немного поддержать национально-культурные центры, провести какое-то количество мероприятий. А вот решить масштабные и сложные задачи, встающие в сфере межнациональных отношений, с таким хилым замахом нереально. Межнациональным отношениям нужен регулятор Стране необходим закон "Об основах национальной политики". Нам нужно не только сформулировать правильные идеи и принципы, но и заложить действенные механизмы, обеспечивающие учет национального фактора при решении любых социально-экономических и иных задач. Создать регуляторы межэтнических отношений, которые эффективно обеспечивали бы профилактику и разрешение конфликтных ситуаций, налаживание системы межкультурных коммуникаций и просвещения граждан о традициях и обычаях разных национальностей, живущих в России. Я и мои коллеги по СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ настаиваем на том, что в нашей стране все-таки должен существовать специальный госорган, который отвечал бы за все эти вопросы. Конечно, мы не имеем в виду создание очередного бюрократического монстра, плодящего циркуляры и осваивающего бюджетные средства. Нужна по-настоящему живая, оперативно функционирующая структура, которая, во-первых, координировала бы деятельность всех остальных министерств и ведомств с точки зрения национальной политики, а во-вторых, занималась бы выработкой этой самой национальной политики и претворением ее в жизнь.

Источник: Российская газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International