Согласно многочисленным отчетам, которые мы слышим с экранов телевизоров, можно решить, что реформа ЖКХ идет полным ходом. Функционеры от коммунального хозяйства всех мастей признают несовершенство выбранной программы, но неустанно подчеркивают ее успехи. И тут вспоминается петровская истина о том, что рапортовать об успехах не следует, следует наглядно продемонстрировать отхожее место, каковое является самым наглядным показателем хорошего хозяина (читай, качественной системы ЖКХ).
Не будем рассуждать о тарифах эта тема известна каждому. Постараемся разобраться в том, какие достижения дала нам упомянутая реформа. На уровне хозяина квартиры в многоквартирном доме, у которого есть та или иная потребность в услугах электрика, сантехника или иного специалиста. На самом деле измеримый успех достигнут реформой лишь один. Эксплуатирующие и контролирующие организации, равно как и административные учреждения получили исчерпывающий инструментарий для законного оправдания собственной безответственности. Законодательная база, равно как и выработанные за годы реформ механизмы подлога позволяют безнаказанно манкировать своими обязанностями, не оказывая населению необходимые услуги или оказывая их в ненадлежащем объеме и по завышенным ценам.
Возьмем, к примеру, самый распространенный аспект ЖКХ работу сантехников. За последний год только в приемную депутата Госдумы РФ Татьяны Москальковой было подано несколько десятков обращений с жалобами на поборы. Ежемесячно люди оплачивают услуги ЖКХ по квитанциям, в которых в числе прочего есть графа "содержание и ремонт". Что же граждане в действительности получают за это? Оперативное реагирование на собственные нужды? Проведение предоплаченных по сути ремонтных работ по мере возникновения потребности? Замену изношенных коммуникаций?
На практике это выглядит следующим образом: прием заявок с позиции "мы делаем Вам одолжение"; затяжной характер реакций на поступившие заявки; отсутствие у мастеров минимального набора типовых деталей, что приводит к неспособности устранить самые элементарные, но острые проблемы; поборы и незаконные требования об оплате услуг, оплата которых заранее включена в графу "содержание и ремонт"; отсутствие профилактики.
Вот на этом, последнем пункте хотелось бы остановиться особо. Многие из нас еще помнят, что такое плановый обход, но в реалиях им изредка напоминает об этом только служба газа. Ни электрики, ни сантехники не слишком утруждают себя плановыми работами. Управляющие компании делают все, чтобы скинуть с себя эту ответственность. "Забывают", что они по-прежнему обязаны вести плановую профилактику, а не владельцы квартир.
Видимо, по их мнению, школьный учитель обязан разбираться в сантехнике. Все мы должны теперь быть сантехниками, электриками и прочими мастерами на все руки. Если же немного надавить на работников ЖКХ, то выясняется что норма, вынуждающая их обходить квартиры, все еще существует. И тут приходит на помощь универсальная фраза: "Вас не было дома, вы не открыли дверь". В подтверждение очевидный подлог с журналом обхода. Система подлогов отлажена до мелочей и заваленные делами суды не хотят разбираться в обстоятельствах заливов и пожаров, с радостью принимая те аргументы, которые приносят в суд эксплуатирующие организации.
Перед лицом любых проверок или суда потребитель остается одинок. Сантехники, представители администрации, работники диспетчерской и руководители управляющих компаний сплачиваются против того, на чьи средства они реально существуют. Массовые подложные документы о регулярных обходах и "неоткрытых дверях", свидетельские показания, циркуляры и акты все это отделяет потребителя услуг ЖКХ от правосудия и справедливости.
Моя личная позиция такова: потребность в реформе ЖКХ неоспорима, а та варварская, лишенная справедливости и нацеленная на протекцию интересов недобросовестных руководителей реформа, что проводится сегодня, не имеет права на существование.