Слово "инвалид" в России звучит как самый строгий судебный приговор, вне зависимости от степени и группы инвалидности. "Бессильный, слабый, больной, немощный, несостоявшийся, никчемный и ненужный" это лишь малая часть того, что приходится слышать и чувствовать людям с ограниченными возможностями. А между тем, инвалидность – это лишь показатель взаимодействия между людьми с ограниченными возможностями и барьерами окружающей среды, барьерами к их эффективному участию в жизни общества.
Если бы "инвалид" наравне с другими мог осуществлять полноценный жизненный цикл (зарабатывать деньги, заниматься спортом, пользоваться общественным транспортом, культурно-религиозными центрами и т.д.), тогда такого понятия не существовало бы вообще.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и лично я на протяжении всего текущего созыва вносили на рассмотрение Государственной Думы следующие законопроекты в части:
• поддержки общественных объединений инвалидов;
• решения проблемы в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида;
• совершенствования системы реабилитации инвалидов;
Мы предложили внести изменение в часть 1 статьи 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны оказывать содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую, общественным объединениям, созданным и действующим в целях защиты прав и законных интересов инвалидов. А органы местного самоуправления также имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет доходов местных бюджетов.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
В марте 2010 г. законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. При подготовке ко второму чтению Комитет по труду и социальной политики рекомендовал Государственной Думе изменить его наименование ("О внесении изменений в статьи 5 и 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Измененный проект был подготовлен, и рекомендован комитетом к принятию во втором и третьем чтениях. Однако по просьбе Правительства его рассмотрение было отложено на неопределенный срок.
Более того, Проект федерального закона № 225461-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" внесен в Государственную Думу 02.07.2009 г. Мы предложили предусмотреть дополнительное направление использования средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребенка – инвалида.
Официальный отзыв Правительства РФ (отрицательный) на законопроект получен только 30.11.2010 г. Наряду с этим, проект федерального закона № 300997-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части совершенствования системы реабилитации инвалидов) был вообще отклонен Государственной Думой РФ.
Есть темы, которые должны оставаться вне политики и вне партийной борьбы. Всегда следует помнить, что люди с ограниченными возможностями такие же, как все. Они члены большой международной человеческой семьи, а барьеры и препятствия выстраивают им те, кто считают их инвалидами, заранее ограничивая их в деятельности.