Геннадий Гудков: Чрезвычайные происшествия должны расследовать государственные комиссии
С 9 по 11 сентября в Ярославской области объявлен трехдневный траур в связи с авиакатастрофой самолета Як-42 и гибелью хоккейной команды "Локомотив". Отвечая на вопросы журналистов, заместитель председателя комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков (фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ") выразил глубокие соболезнования семьям погибших и дал свою оценку случившейся трагедии:
Падение самолета Як-42 во время взлета потрясло всю страну. В первую очередь, я выражаю искренние соболезнования родным и близким погибших. Каждая смерть, безусловно, – большая трагедия, но гибель целой команды блестящих мастеров хоккея для отечественного спорта – утрата вдвойне.
Сегодня власть не имеет права отделаться соболезнованиями и должна ответить за происходящее в стране. В России в десятки раз чаще, чем в любой другой цивилизованной стране, падают самолеты, тонут теплоходы, сходят с рельс поезда, теряются и падают на землю спутники, не взлетают баллистические ракеты. Плотность полетов в Российской Федерации гораздо ниже, чем в Европе, США и других странах мира. А количество трагедий больше. Самолеты, вертолеты у нас падают каждую неделю!
Это говорит о том, что сегодня российская государственная система управления деградирует. Безопасность наших граждан условна. Главная беда – безобразная кадровая политика, зачастую возводящая на вершину управления не профессионалов, не компетентных людей, способных организовывать и управлять сложными процессами, а неких эффективных менеджеров "своих" людей, которые получают теплые места для откатов и распилов финансовых потоков. Страна захлебывается от массовой коррупции! Сколько самолетов уже упало – и ни один высокопоставленный чиновник не лишился своего кресла. За все катастрофы наказывают стрелочников, либо возлагают вину на погибших летчиков.
Я понимаю, что крушение самолета не случается по одной причине. Это результат совпадения многих неблагоприятных факторов: отсутствие серьезной подготовки летчиков, кадровая текучка летного состава, отсутствие жесткого технического контроля воздушных судов, неразвитая инфраструктура аэропортов, плохое покрытие взлетно-посадочного полотна, человеческий фактор. Только в одном мы преуспели сегодня – у нас самая дорогая авиация в мире! Стоимость билета из Хабаровска в Москву выше, чем из Москвы в Лос-Анджелес или Чикаго! Куда уходят деньги граждан, отданные за свою безопасность?
За такие аварии должны отвечать не стрелочники, а руководители, ответственные за организацию работы отрасли и ее контроль. Граждане, садящиеся в самолет, не могут проверить качество обеспечения своей безопасности, они доверяют свои жизни профессионалам. Но как показывает практика, верить нашему государству нельзя!
Последнее время у нас произошла подмена важнейших понятий. Сегодня любое ЧП расследует не государственная комиссия, как это было даже в "застойное" советское время, а правительственная. На деле это означает, что Правительство само себя контролирует и само себя оценивает. Необходимо вернуться к государственным комиссиям с представителями независимых экспертных организаций, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, в том числе от оппозиционных фракций. Только в этом случае мы получим объективные расследования трагедий, которые выявят вину не только слесаря дяди Васи, но и высших должностных лиц. Эту информацию невозможно будет скрыть от общественного доступа. Соответственно, наказывать будут истинных виновников трагедий. В этом залог объективного контроля за действиями власти и безопасности наших граждан.
Я уже собирался внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект о формировании госкомиссий, но из-за рутины просто не успел. Видимо, надо срочно вносить и добиваться его принятия, чтобы ликвидировать некомпетентность и безответственность высокопоставленных чинуш, остановить трагедии.