О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Тезисы выступления Сергея Миронова на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Уральского федерального округа

02 сентября 2011

 см. также ↓

2 сентября в Екатеринбурге лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель социалистической фракции в Госдуме, Председатель Совета Палаты депутатов СР Сергей Миронов открыл Конгресс депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Уральского федерального округа.

Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления Сергея Миронова:

"Региональная промышленная политика как инструмент модернизации экономики"

(г. Екатеринбург, 2 сентября 2011 г.)

Уважаемые коллеги, товарищи!

Сегодня мы завершаем обсуждение Предвыборной программы нашей партии. За плечами у нас уже 6 конгрессов депутатов, проведенных в разных федеральных округах. В обсуждении приняли участие депутаты, актив партии, представители различных общественных и научных организаций. Множество предложений к предвыборной программе размещено на партийном сайте.

Должен сказать, что обсуждение нашей Предвыборной программы превратилось в настоящий народный референдум. В адрес партии поступило 391 480 предложений граждан. Нам писали люди разных возрастов и профессий, из разных регионов страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

Здесь на Урале, который традиционно называют становым хребтом России, мы решили обсудить проблемы базовых основ российской экономики – промышленности. Без государственной промышленной политики не будет ни модернизации, ни инноваций, ни будущего страны.

Промышленная политика и модернизация экономики

В целом, государственная промышленная политика у нас в зачаточном состоянии. Мы по-прежнему "латаем дыры", вместо того, чтобы решать задачи с учетом будущего страны. Отсутствием последовательной промышленной политики объясняется большинство проблем, с которыми сталкивается наша экономика.

Несмотря на все усилия последних лет, мы никак не можем преодолеть зависимость экономического роста от экспорта энергоресурсов и сырья. Доля производств с высокой степенью переработки продукта все еще крайне мала, хотя задача модернизации структуры отраслей была поставлена еще десять лет назад.

По данным Счетной палаты в период финансового кризиса 85% государственных денежных средств, вложенных в экономику, ушло не в производство, а на поддержку финансовой системы. Часть этих денег тут же ушла на фондовый рынок, где резко упал курс акций. То, что только 15% средств ушло на поддержку реальной экономики, говорит о том, что Правительство все еще находится в плену монетаристских концепций, навязанных нам Международным валютным фондов в 90-е годы.

Никакая промышленная политика, никакие структурные изменения без государственных инвестиций в национальную экономику невозможны! Для нас, нашей партии, это – аксиома.

Часто можно услышать сетования на избыточное государственное регулирование, которое не дает развиваться частной инициативе.

Думаю, что разговоры об экономической роли государства в терминах "больше – меньше" сегодня потеряли всякий смысл. Вопрос в том, какое именно и где государственное регулирование необходимо.

Инструменты государственной промышленной политики известны: субсидии стратегическим отраслям, венчурное финансирование, госзакупки, гарантии по займам, различные преференции, защитные пошлины, поддержка экспорта, стимулирование инициатив частного сектора в инновационной сфере, частно-государственное партнерство. Хочу подчеркнуть, что речь не идет о повышении роли чиновника. Если применение всех этих инструментов будет четко прописано в законах, то чиновнику останется лишь одно – исполнять закон.

Отсутствие государственной промышленной политики в полной мере проявилось в ситуации с моногородами. Если продукция градообразующих предприятий не востребована рынком или их владельцы плохо справляются со своими обязанностями – жизнь прекращается. Исправить положение рыночным самотеком в данном случае невозможно. Нужны скоординированные и поддержанные государством усилия по модернизации производственной базы, переориентации производства на выпуск другой продукции, переобучению рабочих кадров и многое другое.

Отдельно хочу сказать о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, среди которых немало уральских. Оборонные предприятия всегда были передовыми во всех отношениях, и хочется верить, что так будет и впредь.

По данным Счетной палаты, оборонные заказы систематически не выполняются (в 2009 году – 50%, в 2010 году – 70%), что, как вы помните, вызвало недовольство Президента. Были приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении руководителей ряда предприятий и организаций оборонной промышленности.

Но дело тут не только в так называемом человеческом факторе. Хромает вся система. Закон о бюджете принимается в ноябре-декабре, конкурсы на поставку вооружений – не раньше мая, а финансирование начинает поступать в июне – июле. И до конца года надо выделяемые деньги освоить. Не могут предприятия так работать.

Серьезной критики заслуживает не только оборонный заказ, но и вся система закупок продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Государственный контракт – это наиболее мощный рычаг государственного воздействия на экономическую жизнь. Если этот рычаг не работает, то все остальные так называемые "меры" – капля в море.

Наши предложения

Что, на наш взгляд, необходимо сделать, чтобы промышленная политика перешла из области благих пожеланий к практическим делам.

Первое. Промышленная политика предполагает восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития страны. Другими словами, надо восстановить управляемость российской экономики. Только тогда действия Правительства приобретут строгую хозяйственную логику, а не будут походить на "броуновское движение".

Второе. Нужна полноценная законодательная база. Нужен базовый федеральный закон о государственной промышленной политике.

Действующие правовые нормы явно недостаточны. У каждого региона, у каждой отрасли свои программы развития, свое понимание модернизации и инноваций. С одной стороны, это хорошо. Но отсутствие согласованных действий – причина многих бед. Плановой экономики давно нет, но межотраслевой баланс и региональные пропорции никто не отменял.

Наша партия должна сдвинуть решение этой важнейшей законодательной проблемы с мертвой точки. Страна без промышленной политики – это страна без будущего.

Третье. Очень важно учитывать специфику промышленного развития отдельных регионов Российской Федерации. Здесь мы рассчитываем получить помощь наших региональных коллег, особенно из самого промышленного района России – Урала.

Сегодня промышленная политика регионов упирается в стену коррупции. Только тогда, когда воровать будет опасно, а производить – выгодно, в регионы потекут инвестиции – главное условие любой промышленной политики. В борьбу с коррупционной заразой должны быть вовлечены все стороны, участвующие в производственной деятельности, – и трудовые коллективы, и профсоюзы, и бизнес.

Наши депутатские фракции в законодательных собраниях должны предлагать программы промышленного и социального развития территорий и участвовать в их реализации.

Четвертое. Никакая промышленная политика не будет эффективной при скудности средств, выделяемых на образование и здравоохранение. Для перехода к высокотехнологичному производству нужен не только денежный, но, прежде всего, человеческий капитал.

С нашими сибирскими коллегами в августе на Конгрессе в Омске мы обсуждали проблему защиты человека труда. Материалы Конгресса опубликованы на сайте партии, и я не буду останавливаться на этом подробно. Хочу только еще раз подчеркнуть, что главное в нашей предвыборной программе – это защита человека труда, благодаря знаниям и умениям которого и создается современная инновационная экономика.

Мы добьемся принятия закона о социальной ответственности бизнеса, который обяжет предпринимателей развивать социальную инфраструктуру регионов и обеспечивать социальным пакетом своих работников. Для тружеников оборонно-промышленного комплекса должен быть сформирован пакет государственных социальных гарантий, чтобы привлечь в производство молодые квалифицированные кадры.

Пятое. Промышленная политика должна содержать в себе меры по охране труда.

Минувшие два года на многое открыли глаза. Достаточно вспомнить шахту "Распадская" и Саяно-Шушенскую ГЭС, чтобы понять, перед какими вызовами стоит наша добывающая промышленность и энергетика. Под дамокловым мечом техногенных катастроф находятся многие отрасли.

Согласно оценкам Международной организации труда, около 30% всех российских тружеников работают во вредных условиях. А по данным российского Института охраны и условий труда, эта цифра составляет 60-70%. Институт учитывает не только работников традиционных производств, но и современных сфер деятельности, оснащенных электроникой, в том числе и офисных служащих.

Лишь 10-15% всех работников, которые по аттестации рабочих мест трудятся во вредных или опасных условиях, имеют льготы и компенсации.

Причиной большинства техногенных катастроф и аварий на производстве является халатность чиновников и жадность собственников.

Мы считаем, что, по крайней мере, в добывающей промышленности финансовую и уголовную ответственность за все нештатные ситуации, в которых погибли люди, надо возложить на собственников.

Думаю, что никакими другими полумерами наплевательское отношение к условиям труда со стороны алчных собственников не преодолеть. Они так и будут по-скотски относиться к людям, экономя на их здоровье, и только считать деньги, лежащие в банках где-нибудь на Каймановых островах. Пора кардинально менять ситуацию!

В феврале этого года нашей фракцией в Госдуме внесен законопроект "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников". В нем подробно перечислены условия, при которых эти меры могут применяться, в их числе – невыполнение социальных функций и содержание предприятия в ненадлежащем состоянии, способном повлечь гибель людей.

В настоящее время подавляющее большинство применяемых на практике отраслевых и межотраслевых Правил охраны труда не имеют юридической силы как нормативные правовые акты. Они не пересматривались уже десять лет, в то время как должны пересматриваться каждые пять лет. И владельцы предприятий этим нередко пользуются.

Жизнь и здоровье человека – высшие ценности, а любые экономические показатели вторичны. Поэтому наши депутаты должны бить во все колокола, если жизнь и здоровье людей подвергаются опасности.

Чтобы таких тревожных ситуаций не возникало, нужно активнее поддерживать новые независимые профсоюзы. Наша партия давно призывает изменить Трудовой кодекс в пользу предоставления широких возможностей профессиональным союзам. Мы предлагаем предоставить им доступ к данным о текущем финансово-экономическом положении предприятий и закрепить законом возможность участия профсоюзов в наблюдательных советах промышленных компаний. Сами профсоюзные активисты должны быть защищены законом.

Хочу призвать наших депутатов всех уровней активнее взаимодействовать с независимыми от партии власти гражданскими институтами, отстаивающими интересы трудящихся.

Шестое. Мы резко выступаем против оффшоризации российской экономики.

Сегодня более 70% российских производственных активов принадлежит фирмам, зарегистрированным за рубежом, в то время как в США и Евросоюзе не более 10%.

Что это означает? То, что у России фактически нет своей экономики. Для предприятий, зарегистрированных вне налоговой территории России, будущее страны – пустой звук.

В оффшорах "создаются" наличные деньги для подкупа чиновников. Там же находится и собственность чиновников, приобретенная на коррупционные деньги.

Что мы предлагаем в программе партии?

Мы примем законы, устраняющие оффшорные схемы ведения бизнеса. Будет введен специальный налог на выводимые за рубеж доходы и капиталы. Предприятия, чьи собственники зарегистрированы в оффшорах, не смогут пользоваться преференциями и льготами, с ними не будут заключаться контракты на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. За создание "однодневок" с целью уйти от налогов будет определен реальный тюремный срок.

Седьмое. Промышленная политика должна заботиться и об экологии промышленных центров.

Часто можно услышать, что экология является непопулярной темой и надо думать о более важных проблемах. Но уральцы знают не понаслышке, что такое враждебность окружающей среды. Челябинск и Магнитогорск по недавнему рейтингу Росстата входит в десятку российских городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой.

В мае этого года на IV Невском международном экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге наша партия изложила свою позицию по поводу внедрения "зеленых" технологий в промышленное производство. Экологически чистые промышленные технологии – это наиболее востребованная в России область инноваций. Мы считаем, что нет смысла возрождать старые производства, которые своими выбросами убивают все живое вокруг. Промышленное возрождение России должно проходить только в рамках жестких экологических стандартов. От этого зависит и здоровье нации, и вопрос экономического процветания России, и вопрос ее престижа в мире.

В заключение. Наша партия будет отстаивать идею промышленного роста России. Эффективная высокотехнологичная продукция, которой можно по праву гордиться, должна стать символом России!

Хватит ассоциировать российскую промышленность с грязными моногородами, ржавыми станками и коптящими трубами! Наша страна способна стать центром мировой инновационной экологически чистой индустрии! Для этого рабочий человек должен получать справедливое вознаграждение за свой труд.

Уверен, что вместе мы этого добьемся!

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International