Алла Кузьмина: Наличие только одной партии ведет к нарастанию социальному взрыву
см. также ↓В этом августе все вспоминают события, произошедшие ровно 20 лет назад, в 1991 году. Можно сказать, в эти дни отмечается юбилей смерти огромного государства, огромной системы. C другой стороны, можно говорить о торжестве демократии. Я не стану здесь рассуждать о стране, которую мы потеряли, очевидно, что в ней были как большие победы, так и грандиозные провалы. Но существует убежденность, что еще многие поколения на уроках истории будут задавать вопрос: "Как могла рухнуть такая жесткоструктурированная система?"
Один из факторов падения Советского Союза социальная невысказанность, неуслышенность. Наличие одной партии, которая обладает всей законодательной властью, неизбежно ведет к нарастанию противоречий внутри общества, к социальному взрыву. Сегодня все мы понимаем, что плата за демократическое развитие общества и государства была очень высока. Но время показало, что страны с демократическим устройством живут лучше и имеют бОльшиеперспективы развития, чем авторитарные государства.
В основание демократического общества всегда заложен принцип социальной справедливости. Такое общество строит свои внутренние взаимоотношения на уважении к достоинству и ценности человеческой личности, на равном подходе ко всем человеческим индивидуумам, а в правовом поле на справедливости закона.
Современной Российской Федерации всего 20 лет, и за это время удалось преодолеть множество политических, экономических, социальных проблем. Мы пережили капитализацию общественных отношений как следствие рыночной экономики, но вытеснили на второй план социальные проблемы. И в результате идеалы свободы и демократии, за которые была пролита кровь, без учета фактора социальной справедливости привел к гипертрофии издержек стихийного капитализма в стране. Восстановление государства после разгула необузданной свободы было необходимо, и построение новой вертикали власти стало неизбежным. Но вертикаль это не только закручивание гаек, это процесс создания вертикали институтов гражданского общества и создание дееспособной структуры политических институтов. Страна не может держаться только на институте президентства. В такой ситуации всегда высока вероятность обращения к средствам диктатуры в целях блокирования социально деструктивных процессов.
Должна существовать социальная ответственность всего общества.
В этой связи, мало кто вспоминает и о другом юбилее: около 105 лет назад начала действовать Первая Государственная Дума уникальный на то время российский представительный законодательный орган. Деятельность Государственной Думы была определена декларированием основных гражданских свобод и к выборам были допущены все слои населения. Таким образом, в состав нового законодательного органа вошли 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 6 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий. Государственная Дума была представлена шестью (!) партиями и фракциями, а так же самовыдвиженцами в количестве 100 человек, и это в 1906 году. Безусловно, формирование многообразных политических партий в России стало решительным шагом к абстрагированию от самодержавной монархии и началом пути к конституционному строю государства.
Очевидно, неравномерный партийно-политический ландшафт позволяет создать противовес в Государственной Думе. А значит, гарантирует конституционный принцип свободы и волеизъявления. Также мультипартизм позволяет тесно взаимодействовать с гражданским обществом и представлять интересы тех слоев общества, которые реально в этом нуждаются. Электорат не должен искать в программах тех или иных партий хоть какое-то сходство со своими интересами и подстраиваться под них, а должен ясно видеть во имя чего граждане-избиратели делегируют свои полномочия.
Задача построения справедливого общества заключается в том, чтобы принципы справедливости господствовали не только в экономике, но во всех областях жизнедеятельности людей политике, праве, морали, в быту и культуре.
И закончить хотелось бы словами великого немецкого философа конца XVIII начала XIX века, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: "Все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй как фарс".