Последние недели мы наблюдали на телеэкранах, как и без того не очень упитанный президент США буквально худел на глазах и подчас смотрелся, особенно в профиль, как худощавый юноша... Еще бы! На его плечи навалился непомерный груз проблемы государственного долга США и дефолта.
Как глава исполнительной власти, Барак Обама уже, что называется, расстрелял все патроны, испробовал все экспертные варианты. И теперь, подобно студенту, сдавшему экзамен и нервно ожидающему под дверью аудитории приговора строгого преподавателя, американский президент всецело зависел от сакраментального для страны политического решения законодательной власти. Его принял Конгресс, двухпалатный парламент США, состоящий из Палаты представителей и Сената. Это их прерогатива законодательно повысить потолок госдолга и таким образом избежать дефолта.
Конечно, с самого начала было понятно, что такого решения Америке не избежать, тем более, что она уже неоднократно это делала, правда в более простых ситуациях и не при таком огромном долге. Но представляется интересным и, наверное, поучительным для нас, механика принятия этого решения.
В ходе предварительных консультаций и проработок в комитетах Палаты представителей и Сената, безусловно, столкнулись партийные интересы и устремления двух "парткитов" Америки демократов и республиканцев. Но посмотрите, на основе какой политической культуры шла эта конфронтационная по сути дискуссия. В ней не было привычных нам наскоков на личности, типа: "шляпу одел", "рожа у тебя кривая", "пузо отрастил" или нашего коронного всепобеждающего аргумента "сам дурак!"
Они не стремились во что бы то ни стало утопить друг друга, стереть в порошок и непременно "завалить" оппонента. Нет. Это было соревнование взглядов и идей. Они провели серьезный, жесткий мозговой штурм (как говорят американцы "brain storm") с максимальным привлечением экспертных сил, детальным изучением всех нюансов. И при этом Республиканская и Демократическая партии показали, что они едины в базовых, отправных положениях, лежащих в основе американской политической и социально-экономической системы. Причем, патриотически ставят эти ценности выше своих узкопартийных интересов, думают о судьбе страны и благосостоянии ее граждан. Хотя это и не исключало острых выпадов друг против друга в обсуждении различных подходов к решению проблемы, в том числе и определению степени государственного регулирования в этой непростой преддефолтной ситуации.
А ведь гарантий принятия законопроекта Сенатом, даже после одобрения коллегами из нижней палаты Капитолия, не было, даже учитывая, что изначально у документа было больше шансов на поддержку сенаторами, чем членами Палаты представителей. Весьма осторожный оптимизм высказывали накануне и лидер демократического большинства Гарри Рид, и лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл. И оба они честно признавали, что не все их коллеги разделяют мнение, что законопроект заслуживает одобрения. Не случайно, итог голосования в Сенате 2 августа был 74 сенатора за и 26 против. И все-таки победил разумный компромисс. На стол президенту лег долгожданный и одобренный обеими палатами законопроект. Он его подписал. От дефолта Штаты ушли.
Я бы счел здесь уместным сравнение партийного соперничества со столь любимым в США баскетболом. Представьте себе, что за демократами, играющими на площадке против воображаемой "команды национальных проблем", внимательно следит сидящая на скамейке запасных сборная республиканцев. Она практически равна по мастерству демократам. В ее составе не менее сильные политики и спецы. С одной стороны, они чему-то учатся у своих конкурентов, с другой, не упустят ни одной их ошибки и припомнят все промахи на выборах. А потом победят и сами выйдут на площадку, а демократы посидят в запасе. И так далее...
Да, в игре будут нарушения, будут травмы, будут обиды. Но обе команды забывают о них ради главного, ради баскетбола, ради своей любимой игры, ради ее совершенствования, ради ее превосходства в мире... Мы вынуждены признать, что в основе функционирования государственного механизма США лежит жестко соблюдаемый конституционный принцип "разделения властей" законодательной, исполнительной и судебной. И этот принцип на деле исключает возможность злоупотребления властью какой-либо одной из ее ветвей.
Не приведи Господь американскому президенту и его исполнительской команде сделать что-то поперек Сенату, а еще хуже втихую от него... Реально, без дураков, работающее в Америке разделение властей это серьезная сила. Унесенных ее мощным ветром немало, причем, без различия званий и рангов, включая и президентский... Америка по праву гордится этим своим завоеванием. А оно надежно помогает ей в самые трудные моменты, как это случилось и сейчас.