На пленарном заседании Госдумы 10 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Виктор Шудегов:
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!
Сегодня в России очень много проблем как в политической, так и в социально-экономической сферах. Но есть одна сфера проблемы, которые затрагивают интересы значительного большинства наших граждан это образование. То, что наше образование катится под откос, факт очевидный. Такое состояние системы образования является реальной угрозой национальной безопасности России. Ни о каком переходе наших производств на инновационные и наукоемкие технологии при таком состоянии образования не может быть и речи. Образование и сырьевая экономика это обратно пропорциональные величины: чем хуже образование, тем увереннее чувствует себя сырьевая экономика, тем дальше от нас современное производство.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже четвертый год вносит законодательные инициативы, направленные на укрепление российского образования, в том числе на повышение статуса педагога и обучающегося. Все наши инициативы отклоняются парламентским большинством Госдумы. Из-за отсутствия времени я остановлюсь только на трех первоочередных направлениях, которые реально могут реализованы быть уже сегодня.
Первое. Педагогические кадры. Государство как с материальной, так и моральной точек зрения низвело нашего педагога на нижнюю ступень социальной лестницы. Сегодня учителя в обществе зачастую воспринимают не как элиту интеллигенции, а как жизненного неудачника. При таком общественном положении педагога образование обречено на неудачу. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на повышении статуса педагогического работника до уровня госслужащего и в первую очередь на его материальном благополучии.
Нельзя не поддержать инициативу Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о повышении средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте. Однако представляется, что выборочное повышение заработной платы только учителям не просто несправедливо, но и чревато своими последствиями для всей системы образования, в том числе в части сохранения единого образовательного пространства.
Судите сами. Сегодня заработная плата учителя составляет 8,5-10 тысяч рублей (без Москвы и Санкт-Петербурга), воспитателя детского сада на 30 процентов ниже заработной платы учителя, преподаватель профессионального училища со всеми приработками в среднем зарабатывает 8,5 тысяч рублей. Даже старший преподаватель московского государственного вуза сегодня имеет ставку около 7 тысяч рублей, а работники дополнительного образования даже не имеют тех минимальных льгот, которые есть у учителей.
Считаю, что увеличение заработной платы с 1 сентября 2011 года надо предусмотреть не только для учителей, а для педагогических работников всех типов образовательных учреждений и, конечно, для всех бюджетников. Мне могут возразить: а где деньги? Полагаю, что нам надо помнить закон Бока: если считаете образование чрезмерно дорогостоящим, попробуйте во что обойдется невежество. Россия уже, кажется, попробовала.
Второе, обучающиеся. Здесь очень много проблем. В советское время размер стипендии составлял 80 процентов от прожиточного минимума, в настоящее время размер указанной стипендии в вузе составляет менее одной пятой, а в сузе менее одной четырнадцатой части величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Наша фракция предлагает повысить размер стипендии обучающимся, установив ее не менее половины от прожиточного минимума. Такие законопроекты нашей фракцией уже внесены в Госдуму.
Мы предлагаем при уточнении федерального бюджета на 2011 год предусмотреть увеличение заработной платы педагогическим работникам всех типов образовательных учреждений, а также увеличение стипендий за счет сырьевых сверхдоходов федерального бюджета.
Третье. Коррупция разъедает наше образование. Мы уже привыкли к сведениям о том, чтобы ребенка приняли в детских сад, получить высокий балл по ЕГЭ, поступить в вуз, сдать зачет или экзамен, надо дать взятку. В России по данным Рособрнадзора ежегодно покупается до полумиллиона дипломов о высшем образовании. По средневзвешенным экспертным оценкам оборот коррупционных денежных средств в нашем образовании составляет около 5,5 миллиардов долларов. Это страшный диагноз "коррупционной проказы", который уродует все наше образование, демонстрирует полное отрицание законов нравственности и морали.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает: дать поручение Счетной палате раз в полугодие проверять и докладывать Государственной Думе об исполнении в системе образования бюджетных средств.