13 апреля на заседании Московской городской Думы были внесены изменения в закон о Мосгоризбиркоме. Проект закона был разработан в целях приведения столичного законодательства в соответствие с федеральным, а также в связи с истечением летом нынешнего года срока полномочий Мосгоризбиркома. Согласно документу, при формировании Мосгоризбиркома в обязательном порядке будут учитываться кандидатуры, предложенные политическими партиями, не набравшими 7% голосов, но преодолевшие 5% барьер. Кроме того, в соответствии с требованиями федерального законодательства, закон закрепляет увеличение срока полномочий Московской городской избирательной комиссии с четырех до пяти лет. По просьбе журналистов новшества в московском законодательстве комментирует председатель Совета московского отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", руководитель партийной фракции в Госдуме Николай Левичев:
– Сегодняшнее принятие Мосгордумой закона об уточненном порядке формирования Мосгоризбиркома мы считаем слишком маленьким шагом вперед. И хотя мне кажется положительным моментом, что в законодательстве столицы появились слова о необходимости учитывать кандидатуры в состав горизбиркома от политических партий, набравших от 5% до 7% голосов, тем не менее, закон по-прежнему далек от того идеала, который мог бы минимизировать административный ресурс на выборах в столичный парламент.
Корректировка московского законодательства для приведения его в соответствие с федеральным – еще один повод напомнить о наших требованиях к избирательному законодательству в части формирования избирательных комиссий. Напомню, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ настаивает на том, что избиркомы должны формироваться либо из представителей политических партий на равноправной основе, либо как суды присяжных – выборочно из населения. Какой вариант предпочтительнее нужно обсуждать публично – нас устроил бы любой, так как оба варианта лишают исполнительную власть рычагов давления на комиссии.
Самым ярким примером прессинга исполнительной власти на избиркомы стали выборы в Мосгордуму, которая была избрана с многочисленными нарушениями при подсчете голосов, что, по сути, не позволяет нам считать ее легитимной.
Есть и другие примеры вопиющего беззакония, иллюстрирующие эту патологическую ситуацию с формированием избиркомов – все мы помним выборы в районе "Автово" в Санкт-Петербрге в 2009 г. и 2010 г., когда под прикрытием главы избирательной комиссии бюллетени уничтожались, выносились, прятались, "съедались крысами". Не помогли даже видеосвидетельства, заявления наблюдателей. В Санкт-Петербурге горизбирком был сформирован заксобранием (50%), в котором у "ЕР" большинство, и городской администрацией (50%). Затем горизбирком "укомплектовывал" избиркомы муниципальные, а те – участковые.
Это еще раз доказывает, насколько важно переломить эту страшную тенденцию, превращающую нынешнюю систему формирования избиркомов в замкнутый круг: "Единая Россия" формирует комиссии, комиссии выбирают "Единую Россию". Именно поэтому мы предлагаем совершенно иную систему формирования избирательных комиссий: поровну от партий или жребием из населения. Тогда станет гораздо сложнее применять административный ресурс, а закон начнет исполняться. И тогда, возможно, нам не придется краснеть за учителей, врачей, директоров школ и социальных работников – членов избиркомов – руками которых партийный маховик единороссов манипулирует голосами избирателей.