50 лет тому назад, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет. Этот полет вошел в мировую историю как выдающееся научно-техническое достижение нашего государства.
Полет первого человека в космос стал не только научным достижением, но и предметом особой гордости российских граждан за Родину, огромным объединяющим общество фактором.
Общественность и сегодня оценивает это событие как значительный успех национальной науки и технического развития. Но выводы звучат неоднозначные...
Так, Российская Ассоциация Профсоюзных Организаций Студентов (РАПОС) заявляет: "Спустя 50 лет мы хотим сказать: "Гагарин, прости!" После триумфа отечественной научной и инженерной мысли, олицетворением которого стал космический полет Юрия Гагарина, мы не смогли достойно принять эстафету. Сегодня нам практически нечем гордиться".
В этом смысле сегодня можно отметить, что основа российского промышленного производства это либо интеллектуальный продукт советских ученых и инженеров, либо узловая сборка продукции, созданной интеллектом иностранных инженеров. Сегодня интеллектуальный ресурс российских инженеров развивает экономики других стран.
Решить проблему конкурентоспособности промышленности, модернизации экономики и страны в целом возможно лишь в той ситуации, когда идея формирования инновационного пути развития страны по своей сути овладеет массами и побудит к инициативным, творческим, совместным эффективным действиям.
Борьба за конкурентоспособность должна стать основой социальной политики страны.
Представляется, что новый закон об образовании, проект которого сейчас предложен обществу для обсуждения, должен создать условия для качественно новой системы образования и подготовки специалистов от высокопрофессионального рабочего до ученого, способных к конкурентной борьбе. Поднять уровень вузовской науки и соединить ее с экономикой, увязать с промышленностью и обеспечить разработку качественно нового товара. Создать совместно с промышленностью систему, когда от высокой эффективности науки последует высокий доход от реализуемой продукции и рост благосостояния граждан. Исполнение этого требует качественно новых профессиональных навыков и ценностных ориентиров.
Подобное возможно в современной России при условии создания системы согласования интересов как основы консолидации усилий и возможностей для конкурентной борьбы во благо всего общества. Но процесс подготовки и обсуждения проекта закона "Об образовании в Российской Федерации" явился всего лишь имитацией такого согласования. Органы управления образованием и общество ведут монологи, по сути вопроса, не слыша друг друга. Участие студентов, их представителей при обсуждении законопроекта абсолютно формальный процесс. Чиновники от образования делают вид, что слушают общественные институты, но в реальности не слышат.
Я солидарен с решением РАПОС о проведении 12 апреля 2011 года акции, посвященной 50-летию отечественной космонавтики. Понимаю, что чиновники от образования не оставляют молодежи выбора и такая форма выражения позиции российских студентов по поводу грядущих перемен в высшей школе становится единственной возможностью быть услышанными. Именно студенчество всегда было локомотивом прогрессивного развития страны, передовым авангардом российской молодежи, осознающим свою ответственность за будущее России, за будущее отечественной науки и промышленности, за будущее наших родных и близких.
Лозунги студенческой акции: за доступное и качественное профессиональное образование, за гарантию первого рабочего места для выпускников ВУЗов, за право на учет мнения студентов при обсуждении законопроекта об образовании и за право студентов на участие в управлении ВУЗов. Очевидно, что они направлены на поддержку отечественного образования, динамичное развитие российской науки и промышленности, на будущий триумф научной и инженерной мысли страны и могут быть поддержаны всем обществом.