Анатолий Аксаков внес в Госдуму законопроект "О внесении изменений в статьи 129, 133 и 144 Трудового кодекса РФ"
см. также ↓Как пояснил парламентарий, разработка законопроекта вызвана необходимостью обеспечения социальной защиты работников в части минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы.
Положениями статей 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации определяется порядок установления минимального размера оплаты труда и размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом Трудовым кодексом не дается понятия ни минимального размера оплаты труда, ни размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, что порождает правовую неопределенность. Указанная правовая неопределенность используется некоторыми работодателями в ущерб интересам работников. Например, это позволяет работодателям в минимальный размер оплаты труда и в минимальную заработную плату включать все виды выплат работнику помимо вознаграждения за труд: компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Поэтому заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), может составить с включенными в эту сумму компенсационными, стимулирующими или социальными выплатами всего 4 330 рублей (размер МРОТ). В том числе в заработную плату могут быть включены компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также разовые выплаты.
Данная норма по существу противоречит духу и смыслу минимального размера оплаты труда и размера минимальной заработной платы. Одновременно в приведенных случаях ущемляются интересы работника при уходе его в оплачиваемый отпуск или в случае заболевания.
Поэтому представляется неоправданным дальнейшее сохранение в трудовом законодательстве возможностей включения работодателем в состав минимального размера оплаты труда или размера минимальной заработной платы помимо вознаграждения за труд иных выплат.
Настоящим законопроектом (пункт 1 статьи 1) предусматривается внесение дополнений в статью 129 Трудового кодекса с целью установления понятий минимальной заработной платы и минимального размера оплаты труда.
В частности, под минимальным размером оплаты труда предлагается понимать размер месячной заработной платы, устанавливаемый федеральным законом, за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении работ минимальной сложности в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Под минимальной заработной платой понимается размер месячной заработной платы, устанавливаемый в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате, за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении работ минимальной сложности в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Таким образом, в данных понятиях четко определяется сущность минимального размера оплаты труда и размера минимальной заработной платы, что исключает их свободную трактовку и правовую неопределенность, а также обеспечивает защиту интересов работников в части оплаты их труда.
Одновременно пунктом 2 статьи 1 законопроекта вносится дополнение в статью 133, предусматривающее недопустимость установления размеров месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников ниже минимального размера оплаты труда. Это положение также направлено на социальную защиту интересов работников.
С целью соблюдения единой государственной политики в вопросах установлении системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение изменения в часть вторую статьи 144. Этим пунктом вводится обязанность установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Необходимость такой корректировки статьи 144 вызвана тем, что действующим положением части второй статьи 144 предусматривается только возможность установления. Это приводит к правовой неопределенности, а на практике к ущемлению интересов работников.
Так, Правительством Российской Федерации на сегодня не установлены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В результате во многих субъектах Российской Федерации для работников государственных и муниципальных учреждений установлен очень низкий уровень базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Имея такой низкий уровень окладов и ставок, размер месячной заработной платы указанных работников даже с учетом компенсационных и стимулирующих выплат не достигает минимального размера оплаты труда. Работодатели отдельной доплатой доводят заработную плату до величины МРОТ. На практике все работники неквалифицированного труда (сторож, дворник, младший воспитатель, повар, уборщик служебных помещений и другие) получают одинаковую месячную заработную плату, равную МРОТ, работая при этом в разных условиях.
Статьей 2 законопроекта предусматривается, что в случае принятия рассматриваемого федерального закона он вступает в силу с 1 января 2012 года.
Рассматриваемый законопроект направлен на защиту интересов работников в части их заработной платы, не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и будет с одобрением воспринят обществом.