Госдума приняла постановление Государственной Думы № 518487-5 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 5 по 22 апреля 2011 года". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Геннадий Гудков:
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!
Если помните, выступая по календарю, я как-то предупреждал, что этот вопрос рано или поздно приобретет особое политическое значение. К сожалению, а может, к счастью, наши прогнозы сбываются.
Действительно вопрос календаря отражает содержание работы Государственной Думы, отношение Государственной Думы к институтам власти и отношение к Государственной Думе, наши внутренние взаимоотношения. Хочется, конечно, сказать, что у нас в календаре 80 с лишним вопросов, это очень важно. И в то же время давайте посмотрим, что у нас происходит с законодательными инициативами, которые пылятся на наших полках годы.
Безусловно, Борис Вячеславович, некий прогресс в рассмотрении законопроектов, которые зависли на длительное время, есть. Мы видим, что некоторые вопросы, в том числе оппозиционных фракций, выносятся на обсуждение. Мы немножко расчистили завалы, за это спасибо Совету Думы, спасибо, наверное, в первую очередь, вам, но я хочу сказать, что этот процесс движется крайне медленно.
Дорогие товарищи, ведь мы с вами, по сути дела, будем работать всего еще три месяца, а потом мы с вами будем заниматься не менее важными вопросами, у нас законодательная работа будет сводиться, в основном, наверное, к сотрудничеству или, наоборот, к противодействию Правительству в вопросах принятия бюджетных законопроектов и по большому счету нам уже будет не до других законодательных инициатив. Давайте мы четко, грамотно и корректно с точки зрения отношения к оппозиционным фракциям отработаем эти три месяца.
Раз я выступал, действительно какой-то процесс пошел, сдвинулось что-то с мертвой точки. Потом, Борис Вячеславович, вы давали команду внести поправку в Регламент, чтобы все-таки установить какие-то предельные сроки рассмотрения законопроектов в комитетах. Мы подготовили такую поправку в наш Регламент, но она зависла и не обсуждается.
Кстати говоря, давайте мы все-таки обратимся в регламентный комитет, пусть он рассмотрит все эти инициативы. Ведь мы не только обратились с инициативой установить процедуру рассмотрения законопроектов без согласия авторов, которые там зависают на долгое время, но мы обратились и по правам фракции. Ведь у нас в третьем чтении до сих пор депутаты выступают три минуты, а что фракция? В третьем чтении у нас законопроект меняется кардинально. Мы вносили такие предложения? Договорились сделать по Регламенту изменения? И этого тоже нет.
Теперь посмотрим содержание календаря. Понятно, что мы с вами имеем приоритет Правительства и Президента, это, в общем-то, характерно и для многих других парламентов. Но почему тогда у нас очень много правительственных инициатив, которые вчера, грубо говоря, внесли, а сегодня мы их уже рассматриваем. А законопроекты, в частности, оппозиционных фракций, может быть, и в правящей партии такая же картина, не знаю, они у нас датируются 2005-м, 2004-м годами. И мы шесть, семь лет до сих пор не можем рассмотреть достаточно важные актуальные вопросы.
Я еще раз хочу обратить внимание: очень много социальных инициатив, и вопрос о детском пособии, и вопросы об инвалидах, и вопросы о ветеранах, кавалерах труда и орденов славы. Мы с вами огромное количество транспортных вопросов не можем рассмотреть, вопросы, которые касаются Устава железных дорог. Мы внесли законопроект, в том числе, со многими депутатами, за что им спасибо огромное, разных фракций, потому что правила дорожного движения, по которым живет половина населения России, наконец-то стали Федеральным законом, а не были бы вотчиной исполнительной власти или органов ГАИ, которые правят и толкуют их как хотят. Мы не можем это рассмотреть.
Дорогие товарищи, мы не можем с вами до сих пор определиться в нашей законодательной инициативе, исходящей от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", по увеличению на 10 человек числа общественных помощников, это очень важно было. И мы внесли это в 2008 году сразу после избрания. Для нас это важно для того, чтобы действительно работать в регионах. А у нас сегодня до сих пор висит этот вопрос. Что он, сложный, что мы его не можем рассмотреть? У нас уж скоро Дума переизберется, а мы не можем до сих пор решить элементарный, банальный вопрос. Пишут, что там какие-то затраты на помощников. Я запрашиваю Управление делами, Управление делами нам говорит, что никаких затрат нет. Кто придумал эти затраты? Какие затраты, если мы уже все льготы давно отменили?
Огромное количество вопросов ждут своего рассмотрения. Я уже не говорю о таких сложных законопроектах, как парламентский контроль, который лежит уже почти два года.
Я понимаю, это сложная тема, может быть, мы тут, как авторы, и заинтересованы в процедуре более детального обсуждения, более глубокой проработки, но есть вопросы, которые можно и нужно принимать. Я хочу сказать, дорогие товарищи, мы можем с вами вести баталии, мы можем с вами сражаться на полях избирательных кампаний, но мы с вами должны быть все заинтересованы в усилении роли парламента. И усиление роли парламента происходит тогда, когда мы защищаем, как парламент, свои права, когда мы уважаем друг друга, когда поддерживаем вне зависимости от партийной, фракционной принадлежности.
То, что сегодня произошло снижение роли парламента, это чревато последствиями. Это в том числе вопрос календаря, это в том числе вопрос взаимоотношений Государственной Думы, это в том числе вопрос риторики, касается она курса или личных взаимоотношений. Посмотрите, что у нас происходит. Депутатов уже не пускают на Старую площадь, нельзя заехать туда. Депутату нельзя, а уборщице, которая там обслуживает офисы компаний, которые арендуют что-то на Старой площади пожалуйста.
Многие правительства, органы власти отказались пускать и депутатов, и помощников. Пожалуйста, правительство Московской области выстроило эти гигантские здания непонятно, за чей счет. И туда депутат заехать не может. Представьте уровень отношения к парламенту в целом. Это не только оппозиция, но и правящая партия должка пропуска оформлять. Наших помощников перестали пускать в здания министерств и ведомств. Теперь требуют в нарушение закона "О статусе депутата", в который мы с вами вносим поправки и не можем их рассмотреть, теперь еще требуют от нас, чтобы у помощника было письменное предписание депутата посетить это здание.
Дальше мы дойдем до того, что парламент вообще нужно закрыть, сэкономить кучу денег. Тогда не будем никого обманывать парламента у нас нет, если мы, не уважая друг друга, позволяем не уважать в целом парламент и другим органам власти. И это наша вина, в том числе, как мы обсуждаем вопрос календаря, обсуждаем, дебатируем и пропускаем по очереди инициативы оппозиции. Это очень важный момент. Отношение к оппозиции определяет политическую культуру общества, никуда мы от этого не денемся, так же, как отношение к инвалидам определяет мораль и нравственность государства.
Поэтому, дорогие товарищи, мы с вами действительно уже на выходе практически. И скоро пятая Дума станет историей. Попадем мы в историю, не попадем, я не знаю, но давайте сделаем так, чтобы нам не влипать в различные истории. И мне кажется, что нам нужно поднимать в целом уровень парламента. Нам нужно обязательно добиться того, чтобы средства массовой информации транслировали наши заседания. Все страны мира это сделали и только мы этот вопрос постоянно завешиваем, постоянно отказываемся его обсуждать, постоянно говорим, что у нас какая-то web-камера, которая нас всех показывает с утра до ночи, но даже хакер не может нас найти в интернет-пространстве, хотя даже самые бедные страны, самые отсталые страны давно сделали специальные каналы, которые транслируют заседания своего парламента, своих народных избранников.
Давайте мы подумаем, действительно о таком Регламенте, в котором права фракции, коль уже мы структурировались как фракционный парламент, будут действительно в полном объеме выражены. И это очень важно. И тогда у нас будет парламент не только местом для политических дебатов, но еще и местом взаимного уважения. И мы должны, подчеркиваю, должны понять, что если у России не будет эффективного парламента, парламента, которым строятся нормальные политические отношения, формируется настоящая политическая культура, взаимное уважение, ничего из этого хорошего не получится, нас не будет уважать ни народ, ни избиратели, ни представители других органов власти.
И мне кажется, что такой приоритет Правительству и другим исполнительным органам власти в календаре, он не оправдан. Мы должны пересмотреть это, включить те законодательные инициативы, которые есть у фракций, у депутатов, в том числе у оппозиции, потому что Беляков жалуется, Жириновский жалуется, коммунисты говорят, что они тоже испытывают какие-то дискриминационные отношения. Давайте мы ликвидируем это. Правительство подождет.
Я посмотрел в календаре законопроекты, которые вносятся в первую очередь. Еще в январе не успели рассмотреть в первом чтении, сегодня уже принимаем в третьем. В основном касается льгот, привилегий нефтяникам. Важная отрасль, не спорю. Но давайте все-таки будем взаимны, корректны и уважаемы. Есть и другие не менее важные, не менее серьезные инициативы. Почему шесть лет лежит еще с прошлой Думы инициатива, которая направлена на налоговую базу муниципалитетов? Мы внесли такую поправку, чтобы подоходный налог внести по месту жительства, зачислять в бюджет муниципалитетов. Почему мы до сих пор не можем рассмотреть? Это не абсурд. Давайте обсуждать. Абсурд мы с вами потом обсудим. Абсурд этот существует во всех странах мира, и там решили этот вопрос.
Поэтому, дорогие товарищи, я предлагаю, Борис Вячеславович, надо дать поручение регламентному комитету рассмотреть наши поправки, и другим комитетам все-таки подчистить хвосты. Это и знак уважения, это и знак нормальной, серьезной, конструктивной работы. От имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" мы просим вас продолжить эту работу, активизировать ее, чтобы мы действительно передали депутатам шестого созыва не заваленные законодательными инициативами поля, а нормальное правовое поле.