Елена Вторыгина о проблемах местного самоуправления
Елена Вторыгина явилась инициатором семинара по вопросам местного самоуправления. Мероприятие состоялось 18 марта в городе Вельск Архангельской области при участии заместителя Председателя Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Михаила Брячака, руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по местному самоуправлению Ольги Мотяковой, руководителя департамента по координации работы депутатов партии Любови Семеновой и 18 глав поселений.
Местная власть самая близкая к населению, ее доступность – это главный критерий во всех моделях местного самоуправления. К сожалению, этот критерий у нас в России воспринимается своеобразно. Так, если в Европе на просьбы граждан власть откликается мгновенно, то у нас она и рада бы помочь каждому – но у нее просто нет возможностей. Поэтому так часто наша поселенческая власть остается один на один с проблемами территории.
131-й закон, в который сегодня внесено более 500 поправок, не только не помогает наладить жизнь глубинки – во многих аспектах он является тормозом. Не хватает средств. Зачастую все вопросы старые, доставшиеся в наследство еще с перестройки. И это проблема не только отдельно взятого Вельского района Архангельской области из 24 тысяч муниципалитетов страны 17 тысяч не имеют собственных доходов даже на зарплату работникам своих аппаратов.
Да, 131-й закон закрепил за местным самоуправлением постоянные налоговые источники на землю и имущество физических лиц, но они не работают так, как ожидалось. К примеру, у нас в области большие территории принадлежат Минобороны, РЖД и т. д. и не облагаются земельным налогом. Буквально в феврале в Архангельске фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предложила обязать мэрию обратиться в арбитражный суд с иском к военкомату и заключить соглашение о сдаче в аренду помещений, которыми Минобороны пользуется бесплатно. Переговоры об аренде идут четыре года, в то время как муниципальная казна имеет выпадающие доходы по 430 тысяч рублей в месяц. За год город теряет около 5 млн рублей, а это существенная сумма.
Остается надеяться, что после того, как Президент России Дмитрий Медведев дал поручение навести порядок в сфере земельных отношений, налоги с этих ведомств все-таки пойдут в муниципальную казну.
Все мы понимаем, что местное самоуправление невозможно без денег. Нет денег нет свободы в развитии. Архангельская область имеет огромные богатства, но остается дотационной, и у нас практически нет муниципальных образований, которые обходятся без дотаций и субвенций. С другой стороны, у глав нет заинтересованности собирать налоги, проявлять инициативу, так как при нынешней ситуации дотации все время сокращаются, сложно идет софинансирование проектов.
Главная проблема наших поселений это необеспеченность бюджета в то время, как с каждым годом на поселенческий уровень возлагается все больше обязанностей. Так, например, в Вельском районе только три муниципалитета имеют профицитный бюджет. 131-й закон об основах местного самоуправления, когда его принимали, предполагал не только разделить полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, но и дать под эти полномочия финансы. Однако полноценной помощи государства наши муниципалитеты так и не получили. Мы имеем курирующее тему Министерство регионального развития, но одним контролем сыт не будешь.
Говоря о контроле, нельзя не отметить, что сегодня порой необоснованно проводятся многочисленные проверки деятельности поселенческой власти со стороны контролирующих органов. Главы поселений жаловались, что приходится изводить тонны бумаги, отвечая на различные запросы контролирующих органов, при этом даже на те, которые не входят в компетенцию этих органов.
На семинаре также озабоченно обсуждался вопрос объединения поселений. Люди высказали мнение, что при укрупнении есть серьезная опасность вообще потерять деревню. Поэтому подходить к объединению поселений надо в "ручном режиме" тщательно взвешивая все "за" и "против".
Мы заинтересованно обсудили положительный опыт вельских поселений в развитии ТОСов. Были внесены предложения о том, как сделать общественную работу достоянием каждого жителя деревни, как привлечь людей к решению вопросов территории. Все это скажется положительно, например, на таком вопросе, как снижение оттока молодежи из села.
На семинаре также обсуждалось крайнее несовершенство 131-го закона. Так, муниципалитеты вынуждены по два-три раза в год пересматривать свои уставы, чтобы привести их в соответствие с 131-м законом, который постоянно меняется и дополняется. В итоге мы пришли к выводу, что пора федеральным законодателям принять новый закон о местном самоуправлении. И в нем, кстати, должно быть и более конкретное закрепление полномочий за властями разных уровней.
Не могу не согласиться с земляками, что концепция закона правильная, но механизмы его несовершенны. В то же время сегодня решение практически всех социальных задач "спущено" на уровень поселений. А мы прекрасно знаем, в каком сегодня состоянии находятся наши больницы, школы, клубы, наше многострадальное ЖКХ. На семинаре мы обсудили самые важные для сохранения наших поселений вопросы, выработали ряд предложений, которые обязательно доведем до сведения руководства страны. Я удовлетворена тем, что разговор на семинаре получился очень конкретным, без политической окраски. У нас должна быть одна политика – государственная и на всех уровнях власти, когда речь идет о развитии глубинки.