Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 442340-5 "О внесении изменений в КоАП РФ об административных правонарушениях и статью 13 ФЗ "Об исполнительном производстве"" (в части повышения эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Антон Беляков:
Уважаемые депутаты! Видимо я продолжу делать рекламу, похоже, ненавистному кому-то слову "справедливость", хотя, на мой взгляд, было бы сложно увидеть здесь какую-то политику. Я попробую дать ответ на те вопросы, на которые я просил дать ответ уважаемого Владимира Николаевича. Но, к сожалению, он, как умелый политик, от ответа ушел.
Начну я со статистики. Давайте даже возьмем такую (цитирую) "страшную и трагичную цифру, как правила дорожного движения". Действительно, это сегодня львиная доля административных штрафов.
Так вот, порядка 97 процентов составленных протоколов в суде заканчиваются сегодня признанием правоты инспектора дорожного движения. Я напомню, что, вообще-то, инспектор ГИБДД, но теперь у них более неприятная аббревиатура, говорят, может появиться, так вот инспектор ГИБДД по предыдущей практике был не более чем наблюдатель, он фиксирует то, что он увидел, он инспектор и не более того. Сегодня инспектор это практически и свидетель в одном флаконе, и обвинитель в одном флаконе. Он составил протокол, с этого момента водитель становится виноват, а это совершенно необязательно таковым является.
Я уже называл эту цифру, сегодня, скажем, процент, когда суд за рубежом не признает, будь то административный протокол или уголовное наказание, правоту обвинения, составляет около пятидесяти процентов в разных странах, у нас 97. Свидетельствует это о том, что у нас более профессиональные инспекторы дорожного движения? Нет, не свидетельствует абсолютно.
Это свидетельствует о том, что штрафы выписываются несправедливо, а потому водители иногда, исходя из чувства внутренней справедливости, простите, что я продолжаю делать рекламу этому слову, видимо, да, никакого желания несправедливый штраф платить нет. А теперь мы еще и пытаемся увеличить нагрузку, и порождаем новую несправедливость, таким образом.
Давайте посмотрим статистику работы наших судов в области уголовных преступлений. Во времена, которые мы считаем лихолетьем, я имею в виду сталинские репрессии, культ личности, был процент оправдательных приговоров по уголовным делам 12 процентов. Знаете, сколько сегодня? Не дадут соврать коллеги, которые работали в прокуратуре 99,3 процента.
То есть, если сегодня правоохранительные органы кого-то решат в чем-то обвинить, неважно, кто это будет, есть 99,3%, что он будет обвинен нашим справедливым в кавычках судом.
Давайте посмотрим избирательное законодательство. Посмотрите, когда районные суды отменяют решения Центральной избирательной комиссии во Владимирской области, но не буду входить в политику. Это тоже не свидетельствует об эффективности работы нашей судебной системы сегодняшней. Так вот в этих условиях, когда мы предлагаем собирать дополнительные штрафы с тех, кто незаконно привлечен к ответственности, повторяю, это порождает дополнительную несправедливость. Это первый аспект.
Второй аспект. Государство сегодня не в состоянии отслеживать оплатил или не оплатил. Опять-таки возвращаясь к избирательной кампании, не уходя глубоко, посмотрите, скольким кандидатам, которые, скажем, проверяли справки об имуществе, сделали отметки о том, что, например, у них там лишние транспортные средства есть, которые проданы несколько лет назад. У многих очень, у разных партий. Мы не в состоянии, налоговые инспекции, отслеживать даже транспортные средства. Представляете, что будет, если мы сейчас будем собирать штрафы за неуплаченные предыдущие штрафы, которые мы не в состоянии отслеживать.
Я, кстати, удосужился посмотреть пояснительную записку и экономическое обоснование к этому законопроекту. Там написано, что он не требует дополнительных расходов это неправда. Мы не располагаем достаточными кадрами и достаточной инструментальной базой для того, чтобы отслеживать неуплату штрафов. А следовательно будем выписывать новые штрафы даже тем, кто уже оплатил. А эти люди будут ходить в новые сберкассы и доказывать, что они не верблюды. А это не так.
И, наконец, последнее. На мой взгляд, сегодня в условиях, когда далеко не все граждане являются нарушителями, далеко не все граждане в состоянии нести ответственность за то, что они даже не совершали, дополнительные любые налоги на граждан, дополнительные штрафы на граждан это просто аморально. Абсолютно аморально. Сколько можно увеличивать штрафы? Сколько можно собирать, пытаться пополнять бюджет за счет населения? Наши водители не такие уж негодяи для того, чтобы сейчас продолжать увеличивать с них поборы. А фактически как в условиях, когда, скажем, суд или инспектор безопасности дорожного движения является истиной в первой инстанции и любая остановка транспортного средства автоматически заканчивается протоколом, который нельзя обжаловать, теперь мы еще и пытаемся дополнительно тех, кто против, поставить на дополнительные деньги, извините за сленг, на мой взгляд, это несправедливо.
Еще раз прошу прощения, что я сделал рекламу этому слову. Жалко просто, что мы пишем такие законы, которые делают антирекламу этому слову. Хотелось бы все-таки, чтобы были более взвешенные.
По формальным основаниям, повторяю, этот закон сейчас нельзя рассматривать, потому что экономическое обоснование сделано неправильно, поверхностно. Не можем мы при существующих кадрах и при существующих средствах в бюджете контролировать неуплату штрафов, не можем. Спасибо.