3 марта Россия отмечает 150-летие подписания одного из важнейших документов в истории нашей страны – Манифеста об отмене крепостного права. Об этой дате по просьбе журналистов рассказал руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев:
– Дату 150-летия Манифеста об отмене крепостного права полезно рассматривать не только как памятное событие. Это хороший повод для внимательного изучения реформаторских уроков.
Вчитываясь в Манифест 19 февраля, мы должны задуматься о сути унизительного института прописки, формально отмененного, однако на деле по-прежнему разделяющего граждан одной страны на сословия по территориальному принципу. Изучая "Положение о земских учреждениях", мы обнаружим опыт, признавший полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из столичного центра. Исследуя военную реформу, мы заметим, что характерной особенностью "Устава о воинской повинности" стала его забота о насаждении и укреплении просвещения. Это и привело к полному переустройству российской армии. Не лишним при этом будет обратить внимание, что даже при введении всеобщей воинской повинности срок службы зависел от уровня образования призывника. И особенно примечательно, что от строевой службы вовсе избавлялся педагогический персонал средних и высших заведений – учителя и профессора не должны были служить, ибо их педагогическая работа уже признавалась важнейшей службой государству.
В связи с надеждами на закон "О полиции", я думаю, не лишним будет вспомнить еще одну из важнейших реформ Александра II – отмену телесных наказаний. Как ни печально, но изучить опыт такой реформы, отменявшей унизительную античеловеческую жестокость, сегодня будет не лишним. Разумеется, сегодняшняя дата должна стать толчком к изучению опыта судебной реформы.
Полезно также напомнить, что полтора века назад Россия произвела самую прогрессивную в Европе судебную систему, освободив суды от административной и законодательной власти и введя состязательность сторон в судебные процессы. Думаю, стоит вспомнить сегодня и об отмене цензуры, ведь смягчением этого института мы обязаны многим произведениям Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского и Щедрина.
Ну и конечно, сегодня, когда просвещенные граждане буквально схватились за голову в отчаянии от тех последствий, которые могут изуродовать наше общество в результате новых инициатив Минобрнауки, особенно полезно изучить опыт реформы образования. Ведь ни одно из перечисленных преобразований не смогло бы состояться без образовательной реформы. Освобожденных крестьян нужно было учить, земство также требовало сельских и разночинных учителей, новый суд нуждался в адвокатах с университетским образованием, новая армия сформировала запрос на просвещение и военные школы.
Именно усилия 150-летней давности заложили основу повсеместному образованию женщин. На мой взгляд, образовательная реформа была главной мерой, обеспечивающей возможность и успешность всех прочих демократических реформ. А нынешние "новации" в области образования пугают: не пойдем ли мы в обратную сторону – к казенщине, к псевдоэлитарности, к несправедливости в судах, к жандармской жестокости? Если допустить принятие пресловутого образовательного стандарта, как он заявлен боюсь, литературу наши дети будут изучать по схеме Московского метрополитена – в ожидании поезда мамы будут рассказывать детям, что стоит за названиями "Пушкинская", "Чеховская" и "Тургеневская". Ну, и кроме того, сегодняшний ход событий легко может привести к тому, что о 200-летии отмены крепостного права уже никто и не вспомнит – такое великое, ключевое событие русской истории может стать для школьников факультативным.