Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" провела круглый стол по проблеме продовольственной безопасности России
20 декабря в Госдуме состоялся круглый стол "Реализация доктрины продовольственной безопасности РФ", организованный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вел круглый стол заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Иван Грачев.
Открывая дискуссию, он рассказал о случае из депутатской практики, связанном с реализацией Федерального закона №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В одном из детских домов Иркутской области депутату рассказали, что для питания детей много лет покупали диетическую курятину на соседней птицеферме, где производство основано на старых технологиях без ГМО, и в качестве продукции никто не сомневался. Теперь в соответствии с 94-м ФЗ закупки проводятся по конкурсу, который выиграла белгородская фирма, обязующаяся поставлять охлажденное мясо птицы, но по факту все сводится к некачественной, напичканной химией курятине из Китая. Таков результат соблюдения закона, который был призван экономить бюджетные деньги.
Выступивший на круглом столе глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сообщил, что в нашей стране всегда была достаточно адекватно выстроенная система контроля за продуктами питания. Касаясь 94-го закона, Онищенко отметил, что он "изначально был тенденциозным и работал на интересы некоторых корпоративных сообществ, а не потребителей и общества в целом" и предложил депутатам поработать над его улучшением. По итогам круглого стола его участники приняли рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
участников "круглого стола"
"Реализация Доктрины продовольственной безопасности
Российской Федерации"
г. Москва 20 декабря 2010 года
Заслушав и обсудив сообщения докладчиков, поступившие материалы и предложения, участники "круглого стола", организованного фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе,
отмечают следующее:
Доля продовольственных товаров на потребительском рынке составляет в среднем по стране 45%, в расходах населения около 35%, в группах с относительно низкими доходами до 60%. Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым фактором национальной безопасности и суверенитета государства. Сегодня проблема не в нехватке продовольствия ухудшилось качество продуктов питания при постоянном росте цен, а продовольственное обеспечение населения поставлено в зависимость от импорта.
Преодоление негативных тенденций на продовольственном рынке России в АПК невозможно без существенного повышения роли государства на рынке сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, установления действенных методов государственного регулирования по учету, контролю и сертификации производства при реализации продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности. Повышение цен на продовольствие усугубляет проблему бедности, усиливает социальную напряженность и расслоение общества. Необходимо государственное регулирование цен, разработка и внедрение действенного механизма их стабилизации на социально-значимые товары, с одной стороны, и действенные меры адресной помощи определенным категориям граждан, с другой, что поможет защитить потребителя от "шокового" роста цен. Цена также должна сделать выгодным расширение производства и увеличение темпов производства.
Неотъемлемой частью в решении задач продовольственной безопасности России является развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры, которая должна быть интегрирована в реализацию основных целей и задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности. Дальнейшее развитие сектора торговли, доступности для сельхозпроизводителей и отечественных производителей продуктов питания каналов сбыта своей продукции также вынесено в ранг значимых задач государства. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", по мнению как представителей торговли, так и производителей, не выполняет свою функцию развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, не способствует формированию устойчивой интеграции и взаимодействию организаций оптовой и розничной торговли с производителями сельскохозяйственной продукции.
Важным звеном в развитии товаропроводящей инфраструктуры может стать развитие такой отрасли, как коллективное (социальное) питание, направленной на решение двух главных задач максимального (с учетом доходов и предпочтений потребителей) охвата питанием организованных коллективов и увеличения доли поставок отечественной продукции в систему коллективного питания. Коллективное питание является важной социально-экономической функцией государства и отнесено к сфере задач обеспечения продовольственной безопасности страны.
Коллективное питание подразделяется на социальное и корпоративное питание.
Социальное питание организовано по ведомственному принципу. Соответствующие объекты инфраструктуры находятся в ведении государственных (муниципальных) структур, ими финансируются и контролируются в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Корпоративное питание организуется органами управления предприятий и организаций в независимости от формы собственности.
Существующий уровень развития коллективного питания не соответствует определенным в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации показателям и критериям их оценки. Использование отечественного сельскохозяйственного сырья и рыбной продукции не достигает установленных пороговых значений. Объемы потребления основных пищевых продуктов ниже рациональных норм потребления. Дефицит потребления в сравнении с рациональными нормами оценивается в интервале от 30% в системе социального питания до 50% в корпоративном питании. Имеются значительные диспропорции в полноте обеспечения питанием в организованных коллективах между регионами Российской Федерации. Так, среднее фактическое потребление пищевых продуктов в общеобразовательных учреждениях ниже установленных нормативов на 27% при региональном разбросе от 5% в Краснодарском крае до 60% в Карачаево-Черкесской Республике. По данным Роспотребнадзора, охват обучающихся общеобразовательных учреждений нормативным питанием в 2008-2009 учебном году составил только 19,3%. Во всех субъектах Российской Федерации отмечается недостаток потребления макро и микронутриентов. Среднее отклонение от нормы по белкам составляет 12,7%, по жирам 19,7%, по углеводам 33,76%, по энергетической ценности 28%. Восполнение калорийности рационов питания происходит за счет низкостоимостной продукции (макаронных изделий, круп, кондитерских изделий). В рационе питания детей и других потребителей в организованных коллективах недостаточно свежих овощей и фруктов, молочных и мясных продуктов. Реализуемые в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации программы "Школьное молоко" охватывают менее 20% школьников страны.
Основными проблемами развития коллективного питания являются: отсутствие необходимой нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в сфере коллективного питания; износ производственного аппарата отрасли, необходимость повышения технико-технологического уровня производства, укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством, совершенствования системы статистических показателей и мониторинга процессов развития.
Финансирование затрат на создание и реконструкцию индустриальных объектов системы коллективного питания предполагается обеспечить преимущественно за счет частных инвестиций. При этом государство в рамках государственно-частного партнерства может оказывать содействие частным инвесторам.
Развитие этой системы предусматривает проект Концепции развития производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов (детей дошкольного и школьного возраста, студентов, военнослужащих, граждан, находящихся на излечении в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осужденных и др.) выделения земельных участков на конкурсной основе, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и реконструкцию индустриальных объектов системы коллективного питания и т.д. Это позволит увеличить производство сельскохозяйственного сырья более чем на 6,5 млн тонн (рост на 30-40%) и формировать устойчивый спрос на безопасные и качественное отечественное продовольственное сырье и пищевые продукты.
В рамках антикризисных программ предлагались существенные меры, направленные на государственную поддержку отраслей экономики. Однако этих мер недостаточно, когда речь идет о производстве продуктов питания. Меры государственной поддержки в основном сосредоточены в области поддержек малого и среднего бизнеса, на общих условиях, практически не стимулируя бизнес в области производства продуктов питания, особенно это касается малых предприятий, занятых в сельском хозяйстве.
Считаем необходимым и приоритетным решение следующих задач.
1. Поддержка развития рынков сбыта продукции отечественных сельхозпроизводителей, для чего:
совершенствовать государственную торговую политику в части внесения изменений в действующий Закон "О торговле", принятия "Стратегии развития торговли в РФ" и всего пакета документов во исполнение этой стратегии;
Правительству РФ разработать меры государственной координации и правового регулирования, способствующие интеграции и взаимодействию организаций оптовой и розничной торговли с производителями сельскохозяйственной продукции, в числе которых:
проведение имущественно-земельной политики;
укрепление материально-технической базы хранения, первичной и глубокой
переработки продукции сельского хозяйства;
формирование государственных заказов и заказов для наполнения федерального и регионального продовольственного фондов, закупок производимой сельскохозяйственной продукции по обоснованной цене, в качестве долгосрочного сотрудничества;
стимулирование оптового и розничного звена, организующего продвижение продукции отечественного производителя;
развивать сельскохозяйственную кооперацию и поддерживать торгово-закупочные кооперативы, малые формы хозяйствования в сельской местности;
создавать условия для развития государственно-частного партнерства мелкооптовой сети магазинов отечественных экологически безопасных продуктов питания.
2. Развитие системы коллективного питания рассматривать как важнейшую стратегическую задачу реализации Доктрины продовольственной безопасности, для чего:
утвердить Концепцию развития производства пищевых продуктов в Российской Федерации для обеспечения питанием организованных коллективов;
определить, что действия по реализации Концепции должны носить системный характер, базироваться только на инновационных технологиях;
разработать план мероприятий по реализации Концепции, в котором предусмотреть:
разработку федеральной и региональных долгосрочных целевых программ по формированию системы коллективного питания с конкретной инвестиционной составляющей и механизмами государственной поддержки в рамках государственно-частного партнерства предприятий и организаций организаторов коллективного питания на основе современных индустриальных технологий с заданными параметрами безопасности и качества готовой продукции;
определить пилотные площадки для реализации конкретных проектов в рамках Концепции;
разработать и принять проект федерального закона "О коллективном питании в Российской Федерации", в котором закрепить функции организации социального питания органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, муниципалитетов (с возложением ответственности за организацию питания в данной сфере на субъекты);
разработать межведомственную программу модернизации пищеблоков системы социального питания (особенно в учреждениях образования, здравоохранения и социальной зашиты) и придать ей статус приоритетной.
3. Создание условий для привлечения частного инвестиционного капитала в развитие торговой инфраструктуры и систему социального питания, для чего:
гармонизировать существующие, разработать новые нормативно-правовые акты в части развития частно-государственного партнерства, механизмов и форм государственной поддержки создания и функционирования предприятий в данной сфере;
пересмотреть порядок реализации Федерального закона №94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года в части исключения размещения заказов на поставку продовольственного сырья и пищевых продуктов в общеобразовательные, высшие учебные, лечебно-профилактические учреждения; на оказание услуги питания через аукционы (тендеры), конкурсы, по котировкам, по принципу "предложения минимальной цены услуги".
внести положение Федерального закона №94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года по которому возможно заключение контракта на исполнение муниципального (государственного) заказа на весь срок окупаемости инвестиционного проекта, направленного на организацию социального питания для организаторов социального питания;
определить условия и основания для предоставления налоговых, имущественных льгот, государственной поддержки и непосредственного участия государства в создании и функционировании предприятий в данной сфере;
разработать программу стимулирования предприятий и организаций организаторов социального питания, осуществляющих свою деятельность по организации общественного питания без нарушений законодательства.
Совершенствование организации контроля безопасности пищевых продуктов, для чего:
разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы безопасности производства пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов, в котором предусмотреть:
требования к безопасности продукции для коллективного питания, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
совершенствование организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы,
разработку унифицированных требований к системам контроля на пищевых предприятиях и переход пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности и мониторинга качества типа системы и технологий ХАССП.
ужесточить меры против генетически модифицированной продукции;
пересмотреть нормы СанПиН, с учетом внедрения и использования новейших технологий приготовления, хранения и доставки готовых рационов и продуктов питания.
Развитие отечественного производства безопасных продуктов питания и переработка сельскохозяйственного сырья на базе новых технологий, для чего поддерживать:
разработку технических заданий по созданию в Российской Федерации конкурентоспособных образцов технологического оборудования для оснащения индустриальных предприятий, производящих пищевые продукты для коллективного (социального и корпоративного) питания;
разработку нормативов проектирования современных предприятий питания, типовых проектов и их реализацию в комплексных стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
разработку новых, или включение в действующие программы, мер поддержки бизнеса.
Обеспечение экономической доступности продовольствия, что включает в себя:
проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения;
увеличение государственных субсидий для организации питания в учреждениях образования и здравоохранения в части малоимущих слоев населения, детей из многодетных семей, граждан, находящихся в социальных учреждениях;
частичное субсидирование питания в общеобразовательных учреждениях среднего образования для детей, питающихся за счет родительской платы;
специальные дотации на питание пенсионерам, имеющим минимальный размер пенсии;
разработать и внести изменения в трудовое законодательство с целью закрепления обязанности органов управления предприятиями и организациями вне зависимости от формы собственности по организации питания работников.