Выступление Александра Терентьева на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сибирского федерального округа
см. также ↓Всю страну потрясло преступление на Кубани в станице Кущевской и ситуация сложившаяся там. Большинство банды составляют молодые люди, которых легко было "рекрутировать" в преступные ряды. Причин этому несколько, и одна из основных ослабление влияние школы и других воспитательных институтов общества. Повсеместно в школах сокращается сеть кружков и секций, в полсилы работают Дома и Центры творчества, дополнительное образование становится платным, а значит менее доступным для детей и подростков. Из штатных расписаний школ выводятся ставки социальных педагогов, педагогов-психологов, старших вожатых. То есть, система, которая отрывала детей от влияния улицы, постепенно разрушается. И эта тенденция развивается, причем на фоне того, что наша страна вышла на I место в Европе по детской преступности.
При такой ситуации принятие Федерального закона №83 кажется более чем кощунственным. Обратим внимание на то, что предшествовало этому закону.
Введенная ранее система ЕГЭ плодит не учителей, а репетиторов, натаскивающих учеников на правильные ответы на подчас тупые вопросы. Эта система пресекает становление живой человеческой души, отчуждает от процесса формирования пытливого познания, формируя формально-рассудочный подчиненный интеллект.
Следующий разрушительный этап реструктуризация школ, которая вдруг показала, что в России много "лишних" школ, "лишних" детей, "лишних" учителей. С 2006 по 2009 годы в стране закрыто 3696 школ. В Алтайском крае за два последние года закрыто 246 школ. Это не только сельские, но и городские школы, в том числе Барнаула. Понятна ситуация, когда в школе 1-2 ученика, но речь идет о закрытии школ с большим числом учеников, которые, по сути, являются градообразующими, и если школы убрать села исчезнут с лица земли.
Следующая проблема новая система оплаты труда по подушевому принципу. Переход на нее был совершен в условиях прежнего финансирования. Чтобы оплатить труд учителя и сформировать стимулирующий фонд, нужно было сократить так называемые неучительские профессии, о которых я говорил ранее.
Ненормально то, что учитель должен фиксировать каждое свое движение и доводить это до начальства. Учитель оказался в роли побирушки чем больше "поплачется", напишет о своих достоинствах, тем большую заработную плату ему начислят. Это унизительно и неправильно. Притом, что заработная плата остается ничтожно мала. Поэтому, в нашей стране быть учителем не престижно. Школа держится на последних учителях советской эпохи, которые работают за идею. Молодые педагоги не могут и не хотят работать так. Принцип молодых: сколько платят на столько и работаем.
Таким образом, Федеральный закон №83 принят в реактивном режиме именно тогда, когда российская школа, как и вся система образования, находится в глубочайшем кризисе, порожденном авторитарной модернизацией образования последних лет.
Логика Федерального закона №83 в отношении образования такова: если в системе образования не все благополучно, ее нужно уничтожить. Говоря языком закона "оптимизировать и повысить эффективность". И эти стимулы к оптимизации и повышение эффективности должен обеспечить отказ государства от своей ответственности за бюджетную сферу, отправив бюджетные учреждения в свободное плавание. Госзадание с бюджетным финансовым сопровождением предполагается, но до сих пор не обозначена граница между платным и бесплатным набором учебных предметов, не приняты госстандарты образования для основной и средней школы.
Получение госзадания будет зависеть от эффективности работы учреждения, а каковы же критерии этой эффективности. Эти критерии определены постановлением Правительства №1505 от 07.09.2010г. И иметь значение будут экономические показатели:
средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения;
средний рост доходов учреждения;
рост заработной платы и т.д.
Погоня за госзаданием на основании этих показателей переместит акценты в работе образовательных учреждений, что повлечет, в первую очередь, сворачивание воспитательной функции школы.
В регионах уже идет принятие законов о мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений в переходный период, утверждаются перечни казенных учреждений. В перечень казенных учреждений Алтайского края:
· из 40 краевых государственных учреждений для детей оставшихся без попечения родителей вошло одно;
· из 32 коррекционных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья вошло два;
· из 15 краевых государственных учреждений различного функционального назначения вошло три.
Таким образом, в перечень казенных учреждений в разделе "Образование" значится 6 из 87 (это составляет чуть менее 7%). И, конечно, в перечень казенных краевых учреждений не попало ни одно из 51-го учреждения начального профессионального образования, ни одно из девяти учреждений среднего специального профессионального образования.
Несколько слов о так называемой "приносящей доходы деятельности", как говорится в Федеральном законе №83:
Содержание деятельности учреждений образования (воспитание, социализация, просвещение, духовный рост) не совместимы с целью извлечения прибыли.
Платность даже части образовательных услуг нарушение равных прав на образование, закрепление и усугубление неравенства между людьми.
Совершенно очевиден тот факт, что ФЗ-83 никак не сочетается с тем вектором деятельности, который определил Президент Дмитрий Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию РФ 30.11.2010, а именно, Президент сказал: "...26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас". И далее он призвал к осуществлению (цитирую) "эффективной государственной политики в области детства".
Наша борьба против ФЗ-83 в свете Послания Президента становится еще более определенной и логичной. Наша партия с самого начала была против закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе голосовала против, в Совете Федерации наш лидер Сергей Миронов тоже голосовал против, но закон принят единороссовским большинством.
И наша задача на сегодняшний день смягчить наполнение этого рамочного закона ("пиджака с пустыми карманами"). На всех уровнях нам следует единодушно выступать против Федерального закона №83, организовывать мероприятия, осуждающие этот закон, фактически, сворачивающий социальную сферу государства.
Региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае провело сбор подписей против закона (собрано более 50 тыс. подписей), организовало Форум общественности Алтайского края по теме "Реформа бюджетной сферы: сущность и социальные последствия", круглый стол на тему "Социальная и педагогическая эффективность реформ образования на рубеже XX – XXI веков", серию пикетов, спец-выпуск газеты, инициировало обсуждение Федерального закона №83 в депутатских сообществах всех уровней.
От нашей активности в этом вопросе, я считаю, будут зависеть и сроки, и условия введения этого закона в жизнь.