Оксана Дмитриева: Нужно вести политику возвращения монополистам статуса государственных унитарных предприятий
Президент России Дмитрий Медведев проводит в столице республики Коми Сыктывкаре выездное заседание президиума Госсовета России, на котором обсуждаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства.
Тема сегодняшнего Госсовета актуальна и обсуждение ее своевременно. Накопилось огромное количество проблем: законодательных, организационных, технических, считает депутат Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Оксана Дмитриева.
Приватизация естественных и региональных монополий – электро-, водо и теплоснабжающих – привела к тому, что теперь такие предприятия преобразованы в акционерные общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Частных инвестиций в этих "АО" не появилось, инвестиции на развитие инфраструктуры приходят из регионального и федерального бюджетов. А распоряжаются этими государственными средствами акционерные общества как своими собственными – назначают огромные зарплаты менеджменту, заказывают услуги и передают свои функции по аутсортингу по завышенным ценам через цепочку посредников. Создание таких цепочек, раздутые штаты управленческого персонала непомерно высокие зарплаты, завышенные издержки приводят к необоснованным и непонятным для большинства россиян ростам тарифов с одной стороны, с другой "отсасывают" средства от инвестиций в жилищную и коммунальную инфраструктуру, которые объективно необходимы. Так, например, уровень инфляции заложен в бюджете 6,5%, а тарифы ЖКХ планируется повысить на 13%. В коммунальной сфере нужно вести политику возвращения монополистам статуса государственных унитарных предприятий с жестким контролем за всеми издержками, минимизацией аутсортинга и исключением посредников. При этом тарифы должны утверждаться на уровне, не превышающем официально заявленную инфляцию.
Вторая причина проблем ЖКХ это неудачный Жилищный кодекс, который был принят в 2004 году и дал старт непродуманной реформе жилищного хозяйства, предложил запутанную схему управления многоквартирными домами. В результате появилось много фальшивых ТСЖ и управляющих компаний, задача которых не оказание услуг, а вытягивание денег с жильцов. С другой стороны, реальные ТСЖ, которые созданы непосредственно жителями, встречаются с огромными трудностями и дискриминацией со стороны властей и коммунальщиков. Внутри ТСЖ также наблюдаются конфликты "бедных" и "богатых" собственников, имеет место рейдерский захват домов. В этой области необходимо тщательное изменение законодательства, в направлении защиты собственников жилья от недобросовестных управляющих кампаний, мошенничества при создании ТСЖ. При этом необходимо четко защитить права ТСЖ на общее долевое имущество, земельные участки и так далее. В отличие от коммунальной инфраструктуры, которая представлена федеральными, региональными и муниципальными монополистами и иной быть не может, в жилищном хозяйстве может и должна быть конкуренция между управляющими кампаниями и подрядными организациями.