Выступление Елены Мизулиной на круглом столе "Отдых и оздоровление детей. Итоги и уроки лета 2010 года"
Текущий, 2010 год, охарактеризовался, в первую очередь, изменением механизма организации и финансирования летнего отдыха. В результате перехода на современные принципы организации данной отрасли уравнены в правах на получение соответствующих услуг дети застрахованных и незастрахованных граждан. При этом особым внимания государства пользуются дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Наш Комитет уделяет пристальное внимание вопросам организации отдыха и оздоровления детей. Так, еще в 2008 году был проведен круглый стол на тему "Правовые аспекты организации отдыха и оздоровления детей". Принятые по итогам круглого стола рекомендации были разосланы Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в субъекты Российской Федерации.
К сожалению, приходится констатировать, что большая часть рекомендаций круглого стола осталась невыполненной. Только Администрация Президента Российской Федерации, внимательно изучив данный документ, сочла возможным включение в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации, следующие показатели:
численность детей, охваченных организованным отдыхом в течение года;
количество восстановленных и вновь введенных в эксплуатацию организаций и учреждений детского отдыха и учреждений.
Подготовлен проект рекомендаций нынешнего круглого стола, в котором изложены, на наш взгляд, основные актуальные проблемы и предложения по их решению, в данной сфере.
Нельзя не отметить наличие определенных проблем и сложностей по реализации права детей на отдых.
Первое. По нашему мнению, не определена четкая программа действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления, которой еще только предстоит быть разработанной. Считаю, что здесь необходимо выражение политической воли руководства страны. Следует уделить особое внимание оздоровительным лагерям круглогодичного действия.
Второе. Действующая нормативная правовая база нуждается в развитии и совершенствовании и здесь нам не обойтись без помощи Правительства Российской Федерации, федеральных министерств.
Третье. Существует определенная межведомственная разобщенность, которую можно было бы преодолеть путем создания Координационного Совета при Правительстве.
Четвертое. Продолжает уменьшаться количество летних загородных оздоровительных лагерей, наиболее эффективных и востребованных. Их осталось чуть больше 2 тыс. Нам всем нужно предусмотреть конкретные меры, которые бы позволили сохранить существующие и возродить уже прекратившие деятельность лагеря.
Пятое. Недостаточная профессиональная подготовка специалистов для работы в организациях отдыха и оздоровления зачастую приводит к трагическим последствиям. За это лето не вернулись домой 24 ребенка, которых родители провожали в лагеря, доверяя их некомпетентным, как выяснилось вожатым.
Шестое. Отмечаются также и другие проблемы. Например, земельная. Высокие налоги затрудняют развитие отрасли, которая до настоящего времени даже не оформлена как таковая! Вдумайтесь, в течение года в стране оздоравливается 11 млн детей, работает в этой сфере огромное количество специалистов, и до сего дня нет ее отраслевого оформления.
Седьмое. Необходимо также уделить особое внимание государства отдыху и оздоровлению детей, не обучающихся в школах, а проходящих обучение в иных учебных заведениях, кроме школ.
Восьмое. Ко мне обращаются директора детских оздоровительных учреждений по вопросу о том, что тарифы на коммунальное обслуживание (ЖКХ) являются непосильными для детских учреждений. Они взимаются в размере, равном тарифам, установленным для промышленных предприятий. Это представляется совершенно неприемлемым. Нужно просить представителей нашего Правительства и федеральных министерств заняться этим вопросом.
И, наконец, необходимо решить вопрос о снятии возрастного ценза, связанного с ограничением возраста (от 7 до 15 лет) при софинансировании услуг по отдыху и оздоровлению детей. Система отдыха и оздоровления детей уже не завязана на Фонд социального страхования, и данное ограничение является архаичным.
На сегодняшнем круглом столе разработаны основные подходы к решению существующих проблем, отраженные в проекте Рекомендаций.