Елена Мизулина: Законопроект об изменении порядка формирования Совета Федерации толкает Россию в смуту
см. также ↓Госдума приняла сразу в трех чтениях федеральный закон № 445047-5 "О внесении изменений в статью 2 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации ФС РФ" (в части изменения процедуры установления даты начала полномочий и даты начала исполнения полномочий нового члена Совета Федерации). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Елена Мизулина:
Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые депутаты! Я думаю, вряд ли кто будет спорить с тем, что стабильность политического развития России за последние 17 лет во многом связана с тем, что Конституция Российской Федерации содержит оптимальный баланс сдержек и противовесов, в котором существенную роль играет Совет Федерации. И именно потому Совет Федерации играет существенную роль, что он не может быть распущен. И в этом смысле он выступает гарантом постоянства деятельности федерального парламента и в отношении нас тоже на случай, если Государственную Думу распускают. Поэтому любые попытки изменить этот баланс, доказавший себя в течение 17 лет, должны подвергаться серьезному обсуждению и анализу, ибо поспешные и непродуманные решения могут обернуться очень серьезными непредсказуемыми политическими последствиями.
Я напомню, в зале есть депутаты, которые помнят, как 16 лет назад здесь, в Государственной Думе, и в Совете Федерации, обсуждался закон от 5 декабря 1995 года "О порядке формирования Совета Федерации". Он тогда тоже был принят чохом, сразу в трех чтениях. Одномоментно этот закон обрушил и единство России, и фактически ликвидировал Конституцию. Потому что за счет вхождения в состав Совета Федерации глав фактически мы лишились верхней палаты, как федеральной палаты. Каких усилий стоило Владимиру Путину восстановление федеральных полномочий и конституционного баланса властей, я думаю, не надо рассказывать в этом зале.
Для того чтобы оценить масштаб так называемых "уточнений", которые предлагают авторы законопроекта, давайте посмотрим: что же это за "уточнения". Попытаемся ответить на три вопроса. В чем смысл законопроекта? Каковы последствия его принятия? Насколько он актуален? И кому он выгоден?
Кстати, замечу тем, кто здесь задавал вопросы и выступал, надо иметь в виду сегодня три порядка: действующий порядок признания полномочий или вступления в должность; тот, который вступит с 1 января, согласно президентскому новому закону; и тот, который предлагается в законопроекте.
Так вот суть законопроекта, если называть вещи своими именами, это ликвидация процедуры подтверждения полномочий вновь избранного, назначенного члена Совета Федерации.
Чтобы было понятно, зачем нужна эта процедура, проведу сравнение с подтверждением наших полномочий. Мы все знаем, что не в момент избрания депутата Государственной Думы мы реально приобретаем полномочия. В течение пяти дней после избрания каждый из нас должен подать в ЦИК документы о сложении всех полномочий, которые не соответствуют статусу депутата Государственной Думы. Если мы это не делаем, то ЦИК передает наш мандат другому члену или другому депутату, кандидату по данному федеральному списку.
Представьте, что эта процедура подтверждения наших полномочий отменяется. Как мы посчитаем в зале, кто из нас действительно депутат? Скольких людей мы здесь обнаружим, которые были в федеральном списке, а сейчас их нет в зале? Но именно эту процедуру подтверждения полномочий члена Совета Федерации вновь избранного, назначенного и предлагают ликвидировать авторы законопроекта.
Каковы последствия так называемых уточнений? Во-первых, создается возможность нарушения Федерального закона "О статусе депутата", появляется возможность направления в Совет Федерации людей, обремененных обязанностями, не совместимыми со статусом члена Совета Федерации.
Здесь спрашивали, что такого, когда депутат органа местного самоуправления (Владимир Николаевич пояснил, действительно, что такого) подал заявление о том, что он слагает полномочия депутата, вот вам копия решения, и направляется в Совет Федерации. Да нет, уважаемые коллеги, мы с вами принимали законы и 184, и 131-й и Закон "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы". Сравните перечень ограничений у депутата органа местного самоуправления, у депутата регионального парламента и члена Совет Федерации, депутата Государственной Думы. Перечень наших обременений, наших ограничений на разные виды деятельности гораздо больше, чем у депутата муниципального уровня или регионального.
Например, депутат и регионального парламента, и муниципального, если он работает на непостоянной основе, может быть предпринимателем, может владеть приносящими доход ценными бумагами, акциями организаций, которые могут привести к конфликту интересов и еще целый список.
То есть недостаточно только подать заявление о сложении полномочий депутата, надо еще и все эти действия осуществить для того, чтобы освободиться от такого рода обязанностей. А если он не выполнит эти обязанности? Если не направить документы или направит не все документы?
Может быть такая ситуация? Нам говорят не может. Настолько добропорядочные и законопослушные депутаты, которые будут становиться членами Совета Федерации, что это исключено.
Я прошу запомнить это, если особенно будет принят закон. Потому что данный законопроект не предусматривает никакой ответственности, никакой ситуации, связанной с разрешением конфликта, если не выполнит эти обязанности вновь избранный, назначенный член Совета Федерации.
Более того, даже если в ходе исполнения им полномочий члена Совета Федерации обнаружится, что он до сих пор занимается предпринимательской деятельностью, владеет акциями и имеет место конфликт интересов ничего сделать нельзя.
Правовой пробел и неопределенность, которую закладывает данный законопроект, очевиден а это неконституционность.
Второе. Региональные власти получают возможность заблокировать работу верхней палаты, и это очень серьезно, я прошу обратить внимание, через создание ситуации неопределенности по вопросу о правомочности состава Совета Федерации на момент принятия решения.
Совет Федерации формируется на основе принципа ротации. И именно в этом принципе очень важен момент начала полномочий одного члена Совета Федерации и окончания другого.
Владимир Путин предложил действующий порядок, согласно которому полномочия члена Совета Федерации предыдущего прекращаются, а вновь избранный назначается в момент принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий вновь избранного члена Совета Федерации, тем самым обеспечивается непрерывность работы Совета Федерации и исключается возможность признания неправомочным его состава.
Что же предлагают авторы законопроекта? Действительно, к полномочиям приступают на десятый день. При этом, посмотрите, разрыв полномочий, когда один назначается, один прекратил полномочия, а другой еще не вступил в эти полномочия, десять дней.
Кроме того, Совет Федерации, об этом не сказали коллеги, теперь не будет незамедлительно информироваться о том, что вообще-то назначен новый, а полномочия того уже прекратились. Коллеги предлагают выставлять это на официальном сайте.
Извините, пожалуйста, где записано, что официальный сайт органа государственной власти субъекта, и даже Думы, относится к источникам официального опубликования? Нигде! Нигде. Это очень серьезный просчет.
Что возникнет в результате?
Посмотрите, складывается временной период, как минимум, от пяти до 10 дней, где предыдущий член Совета Федерации уже неправомочен, новый еще неправомочен, и Совет Федерации не знает, что, оказывается, уже поменялись местами члены Совета Федерации.
Что в результате получится? А получится то, что может возникнуть ситуация, когда Совет Федерации окажется в неправомочном составе, особенно если учесть, что теперь выборы два раза в год, сразу в нескольких субъектах меняются, то есть сразу несколько представителей перестают быть правомочными.
Не лишне напомнить, что Конституционный суд Российской Федерации 12 апреля 1995 года принял постановление 2-П, зачитываю: конституционная характеристика Федерального Собрания, как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение.
Что такое значительная неполнота палаты для Совета Федерации? Если отсутствие представителя от одного региона это значительно или незначительно? А если это Москва?
Третье последствие. Авторы законопроекта, по сути дела, создают новую практику работы Госдумы. Поздравляю вас, товарищи-единороссы, ревизию законов, инициированных Президентом без его ведома и до того, как закон вступит в силу. Он вступает в силу с 1 января. Федеральный закон, инициированный Президентом, был принят 14 февраля 2009 года, а тот, и какое совпадение, именно в тот момент, когда Президент уехал из страны, выносится на рассмотрение в Государственную Думу. Это и есть ваши инновации, господа из "Единой России"?
Во всяком случае, очевидно, что законопроект нуждается в очень серьезной доработке и уж, по меньшей мере, о трех чтениях сразу говорить не приходится, он явно не конституционный.
Насколько актуально принятие данного законопроекта? Если судить по скорости прохождения данного законопроекта, то он кому-то очень нужен, ибо вынесен на рассмотрение Государственной Думы в разы быстрее, чем все законодательные инициативы Президента, которые мы рассматривали, ну и уж тем более чем те законы, которые ждут избиратели.
Наша фракция будет голосовать против этого закона, потому что этот закон безнравственен и безответственен. Он толкает Россию в смуту, в такую ситуацию, когда сомнению подвергаются конституционные основы деятельности федерального парламента. Он поддерживает идеологию ревизий тех действий, которые осуществляет Президент Российской Федерации. Не делайте этой глупости, уважаемые коллеги!