Елена Мизулина: Реформа образования должна создать систему доверия между государством, родителями и учителями
Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина рассказала об изменениях в законе об образовании:
13 октября в Государственной Думе состоялись парламентские слушания "О новом базовом проекте федерального закона об образовании в Российской Федерации", которые проводил Комитет по образованию совместно с Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. В парламентских слушаниях в режиме видеоконференции приняли участие представители регионов.
Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей является соорганизатором парламентских слушаний не случайно. Ребенок приходит в школу уже сформировавшейся личностью, поскольку потребность к обучению формируется до 7 лет.
Пока говорить о новом законопроекте об образовании сложно. Это, скорее, некоторый перечень новшеств, которые предлагается включить в законопроект. И это предварительные слушания, их цель выяснить отношение общественности, специалистов к этому законопроекту, к процедуре его обсуждения, какие опасения, проблемы, пожелания есть у специалистов.
Естественно, вопрос вставал об экономике образования, о финансировании сферы образования. Но он пока обойден фактически в предлагаемых для обсуждения новшествах.
Как и обойден один из самых основных вопросов относительно статуса учителя, статуса воспитателя детского сада, системы социальных гарантий деятельности педагогических работников, работников сферы воспитания.
Необходимо четко сформулировать, что такое наша новая школа, выяснить, в чем задачи новых образовательных учреждений. Состоят ли задачи реформы в том, чтобы новые школы соответствовали современным требованиям, чтобы сформировался новый тип учителей, новый тип образовательных учреждений или же задачи состоят в оптимизации образовательного процесса?
Наивно рассчитывать на то, что можно укрепить школу без восстановления семьи. Должно происходить одновременное укрепление института семьи и образовательных учреждений. Крепкая семья должна рассматриваться как фундамент образовательного процесса.
Кроме того, я лично еще озвучила предложение относительно того, как можно было бы сейчас унифицировать и организовать этот процесс. Я полагаю, что должна быть рабочая группа, которая должна сформулировать перечень концептуальных положений нового закона об образовании, готовящейся реформы. Согласовать его и утвердить нужно распоряжением Президента РФ. Так делалось, во всяком случае, когда проводилась судебная реформа в 2000-2004-х годах. И, обобщив все непредвиденные, непредумышленные отступления, какие-то неожиданные, неблагоприятные социальные последствия, их отследить, вовремя исправить закон и только потом распространять его на всю страну. С тем, чтобы не превращать детей, родителей, учителей в подопытных кроликов. Реформа образования потребует времени.
Необходимо попытаться просчитать непреднамеренные, нежелательные последствия реформы. Сама реформа еще в процессе обсуждения, однако, мы уже знаем, что начался процесс уничтожения сельских школ. Не стоит забывать, что сельская жизнь кипит вокруг школы, что школа это культурная планка сельской жизни.
Отслеживать я предложила так, чтобы группа по мониторингу работала потом 5 10 лет. Тогда пойдет эта реформа наименее болезненно. Все, кто в ней будут задействованы, будут иметь доступ, возможность формулировать свои опасения, озабоченности, проблемы и предложения. И именно благодаря такому масштабному, комплексному и планомерному процессу подготовки реализации реформы образования можно будет не растерять социальный капитал людей, специалистов, а наоборот, создать атмосферу доверия между властью, которая предлагает эту реформу, и между людьми, родителями, учениками, учителями.
Считаю, что необходимо поэтапное введение данного законопроекта. Это масштабный проект. Он тем более требует очень серьезного и детального подхода. В общем-то, с этим соглашаются все.
Реформа образования должна создать систему доверия между государством, родителями и учителями.