2 июля в Государственной Думе состоялось закрытие проходящей здесь с 28 июня выставки выдающегося книжного графика и карикатуриста, народного художника СССР Виталия Николаевича Горяева. На выставке были представлены акварели художника периода Великой отечественной войны. Экспозиция была приурочена к 100-летию графика и 65-летию Великой Победы.
Открывая выставку, ее инициатор, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев, подчеркнул, что торжественное закрытие выставки Виталия Горяева символично пришлось на день, когда в стенах Государственной Думы обсуждался проект закона " О государственной поддержке изобразительного искусства российской Федерации". Действительно, 2 июля фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" провела расширенное заседание рабочей группы по разработке федерального закона об изобразительном искусстве. По мнению участников заседания, изобразительное искусство занимает важнейшее место в жизни общества, в развитии духовной, культурной и социальной сфер, и оно должно развиваться при поддержке государства.
Логичным продолжением заседания стало посещение участников заседания, экспертов рабочей группы, депутатов и сотрудников Государственной Думы, художников и журналистов торжественного финисажа акварельной выставки Виталия Горяева. Николай Левичев отметил, что рисунки Николая Витальевича знакомы каждому с детства, ведь именно Горяев оформлял львиную долю литературной классики в советском книгоиздательстве. "Мы с детства, оказывается, были воспитаны Горяевым. И классическое "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" в данном случае представлено тем, что и Виталий Николаевич не мог предугадать, как отзовется его мысль, отраженная в рисунках. Только в зрелом возрасте я осознал, что образы "Трех толстяков", стойко запечатленные в детском сознании, созданы рукой Виталия Николаевича Горяева."
Однако прошедшая выставка представила не книжную графику Горяева, а его работы военных лет. Это почти монохромные акварели, жанровые зарисовки сюжетов военного времени, созданные художником в период его сотрудничества в качестве главного художника с журналом "Фронтовой юмор". Николай Левичев, представляя выставку, отметил, что главным редактором этого журнала в это время был Александр Трифонович Твардовский. "Этот примечательный факт, сказал депутат, кажется не таким уж масштабным в ряду других исторических фактов этого периода. Но именно из таких небольших, но важных фактов складывается подлинная биография страны. Когда мы все говорим о фальсификации истории, мы забываем, что наиболее важно обращаться к первоисточникам. Надо признать, что мы уступаем даже западным странам в публикации первичных исторических документов. Все упирается в мемуары, а мемуары – вещь субъективная, вторичная, и дает возможность историкам для вольных толкований исходя из конъюнктуры текущего момента. Необходимо снимать налет с первоисточников, как снимают реставраторы поздние наслоения с древних фресок. Давайте прикоснемся к живым свидетельствам военных лет, представленным здесь без посредников, к которым относятся и военные акварели Горяева".
Возвращаясь к теме государственной поддержки изобразительного искусства, Николай Левичев обратил внимание гостей выставки на то обстоятельство, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на необходимости введения такой нормы, которая предполагает выделение не менее двух процентов сметы любого строительства на территории России на художественное оформление. Чтобы интерьеры и сами стены зданий несли эстетическую нагрузку и облагораживали нашу жизнь.
Заканчивая свое выступление Николай Левичев передал слово сыну Виталия Николаевича художнику Сергею Горяеву, который рассказал посетителям выставки военную биографию отца, историю его художественного участия в жизни страны в сложное военное время, а затем поблагодарил фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за возможность этой уникальной экспозиции в стенах Государственной Думы.