По результатам проведенного IBM первого глобального исследования транспортных проблем 20 городов мира составлен рейтинг, в котором каждому городу присвоено значение, отражающее эмоциональный и экономический ущерб от передвижения по городу по шкале от 1 до 100, где значение 100 соответствует самому негативному результату. По этому показателю Москва стоит на 4-м месте с оценкой 84, уступая только Пекину, Мехико и Йоханнесбургу. По просьбе журналистов эту новость прокомментировал руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Николай Левичев:
"Московская пробка" разместилась уже в ряду национальных архетипов, где-то между матрешкой и балалайкой. Но если последние отличаются всего лишь сувенирной бесполезностью, то транспортные пробки отличаются масштабнейшим вредом. В ходе исследования IBM Commuter Pain Survey Москва оказалась в лидерах списка мегаполисов, чьи жители дольше всех простаивают в пробках. Экономические потери от пробок невероятны, но еще глобальней потери эмоциональные. Объяснить жуткую ситуацию на дорогах, в результате которой люди элементарно не попадают на работу, опаздывают на самолеты, срывают встречи и собственное здоровье, ростом автомобилей невозможно. По данным того же исследования увеличение общего количества автомобилей на московских дорогах относительно невысокое. Все это связано, большей частью, с низкой управленческой культурой. До той поры, пока беспорядки на дорогах будут кормить огромное количество людей, предназначенных по должности как раз наводить порядок, беспорядки будут только усугубляться.
Пробки не только портят экологию, нервы и характер водителей. Пробки изымают из оборота нормы такое обязательное для экономики качество, как пунктуальность. Каждый, садясь утром в машину, не имеет ни малейшего представления о том, как сложится его день, куда он успеет, а кому из его близких, в случае несчастья, повезет дождаться "скорую помощь". Пробки расслаивают и без того почти кастовое общество, превращая через "мигалки" самое обычное право ездить по общественным дорогам в свидетельство богоизбранности.
Напомню, что в результате исследования международной компании Mercer, занимающейся консультированием в области инвестиций, Москва оказалась в незавидном хвосте списка по качеству жизни.
Ничего приятного в том, что мы все время лидируем в позорных рейтингах, нет. Хочется уже понять, почему опыт других мегаполисов и знания своих отечественных специалистов невозможно применить к решению транспортной проблемы Москвы. Лондон и Манчестер успешно решали проблемы, с которыми мы боремся каким-то своим путем, еще в 50-е годы прошлого века. Лос-Анджелес и Нью-Йорк, с которыми по привычке мы ассоциируем пробки, сегодня находятся на противоположном от Москвы конце упомянутого рейтинга. Есть вполне здравые разработки НИИ транспорта и дорожного хозяйства, учитывающие и мировой опыт "победителей пробок", и нашу специфическую московскую ситуацию, предлагающие и систему хайвеев, и сеть перехватывающих парковок, и развитие общественного транспорта. Понятно, что это работа не одного дня. Но если не начать ее немедленно, то скоро мы будем работать и жить не выходя из автомобиля.