Елена Вторыгина о проблеме закрытия малокомплектных школ
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ еще в начале года предостерегала о негативных последствиях принятия так называемого закона о коммерциализации бюджетных учреждений. Депутаты-справедливороссы утверждали, что закон снимет все ограничения к произвольной реструктуризации. Т.е. сократить, закрыть или ликвидировать учреждение образования, здравоохранения или культуры чиновники смогут по своей воле, без учета мнения населения.
В обращении к общественности, к авторам законопроекта мы также говорили об опасности закрытия под видом укрупнения бюджетных организаций, имеющих богатый опыт и традиции. Причина лежит, как говорится, на поверхности государство намеревается снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз переложить эти расходы на население.
Парламентское большинство к мнению СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ не прислушалось, доводы оппозиции посчитало несущественными. Закон был принят в мае, и вот уже в июне по всей стране началось массовое закрытие школ.
На прошлой неделе мною был проведен прием граждан в городе Каргополь. Рассказать о своих проблемах пришли не только горожане, но и жители окрестных деревень и сел. Вопросы были разные: от просьбы по получению статуса вдовы участника войны, получения жилья погорельцами до подключения к процессу межевания земельных участков. Но самыми тревожными оказались сигналы о закрытии малокомплектных школ.
Так, группа родителей учащихся базовой школы при педагогическом колледже Каргополя рассказала, что их учебное заведение 1 сентября уже не откроет двери для своих учеников. Его решено закрыть, а 220 школьников расформировать по другим школам. Однако как родители, так и педагогический коллектив считают такое решение несправедливым оно несет не просто трудности, связанные с новыми маршрутами к школам, но и психологические травмы для детей.
Кстати, закрытие малокомплектных сельских школ началось не сегодня – тогда под видом повышения качества образования в некоторых регионах страны начался эксперимент так называемой "оптимизации расходов". К сожалению, сегодня реструктуризации действует по всей России.
Дело в том, что согласно нормативно-подушевому финансированию деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Получается, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Сельские школы в таких условиях становятся "невыгодными". Их закрывают, оправдывая это соображениями экономии. Однако, когда речь идет о будущем поколении, о детях, считаю такой подход недопустимым. Более того – у местной власти возникает множество проблем не только с определением учеников в другие школы, но и с трудоустройством сокращенных педагогических работников.
Надо сказать, что буквально на последней сессии Архангельское областное собрание вроде бы сделало попытку решить проблему малокомплектных школ. Т.е. финансирование таких школ предполагается, исходя не из численности учеников, а по классо-комплекту. Депутаты от "Единой России" утверждают, что это позволит школы сохранить. Однако на самом деле процесс закрытия школ уже запущен. Депутаты от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ противостоят этому в Приморском районе Архангельской области, благо там практически весь районный депкорпус – члены нашей фракции. А вот в Каргополе решение по закрытию одной из школ уже принято. Такое же положение ждет школы в Виноградовском районе.
Понятно, что у государства нет средств на строительство и достойное содержание всех малокомплектных сельских школ, но и возить детей каждый день на школьных автобусах до больших базовых школ – проблема из проблем. У нас же практически повсеместно дороги очень плохие.
Но, как мне рассказывают во всех районах области, власть и тут нашла "экономически обоснованный" выход – серьезно предлагает отрывать детей от семьи и помещать в интернатные учреждения. И это в то время, когда Президент говорит о повышении роли семьи в обществе, когда взят курс на поддержку семейного воспитания. Но наши чиновники действуют с точностью до наоборот это в корне неправильно.
Нас пытаются уверить, что в сельских школах не могут дать хорошее образование. Это заблуждение. Я постоянно бываю на селе и в школах – многие из них хорошо укомплектованы, в них преподают заслуженные учителя. Буквально вчера была в усачевской средней школе – это под Каргополем. Там работают учителя-новаторы, школа постоянно побеждает в районных и областных конкурсах, выигрывает миллионные гранты на образовательные проекты, ученики, как правило, успешно продолжают учебу в колледжах и вузах.
Да и вообще, исследования доказывают, что маленькие сельские школы часто дают лучшее образование, благодаря возможностям индивидуального обучения.
Правильно родители и педагоги возмущаются и говорят, что закрытие сельских школ это нарушение прав человека на образование. А я добавлю – это и угроза национальной безопасности страны. Потому что вслед за школой исчезнет село, так как очень часто школа – единственное градообразующее предприятие на территории деревни.
Думаю, что ликвидация малокомплектных сельских школ идет как раз в разрез соображениям экономии и обойдется стране очень дорого. Мы можем наступить на те же грабли, что и при ликвидации и продаже детских садов.
Немаловажно и то, что сейчас как никогда ранее люди начинают строиться и выезжать в сельскую местность. Отсутствие школ и детских садов оттолкнет их от тех территорий, где прошла "оптимизация расходов" бюджетной сферы.
Считаю, что власть должна стратегически мыслить. Надо искать другие пути экономии средств, если вы в этой власти не временщики.