– Семен Аркадьевич, как вы оцениваете текущую политическую и экономическую ситуацию в Кыргызстане?
– Политическая ситуация оценивается как очень сложная, особенно в свете последних событий, происшедших на юге страны, в городе Ош. И такая ситуация перма-нентного конфликта не утихла. Боюсь, что это еще не завершающая фаза конфликта. Поэтому политическая оценка выглядит крайне негативной. Что же касается экономической обстановки, то думаю, она тоже не лучше. В целом, ситуация в Кыргызстане очень тяжелая.
– Как же на все происходящее смотрит российская сторона?
– Россия заинтересована в стабильности в Кыргызстане. Это страна, с которой нас связывает очень многое. Но я выскажу свое личное мнение. Считаю, нам необходимо резко активизировать свои возможности по стабилизации ситуации в Кыргызстане. Нужно оказать помощь, в том числе и по линии ОДКБ, в виде предоставления экспертных консультаций и прочей взаимопомощи. И я это сразу предлагал. Мы обязаны сделать это в срочном порядке. Если же кыргызская сторона не справится самостоятельно с ситуацией после оказания помощи, то возможно введение миротворческих сил. Такое соглашение ратифицировано как кыргызской, так и российской сторонами.
– Как будет, по-вашему, воспринята такая форма взаимопомощи, как введение в страну "голубых касок" внутренним сообществом?
– Положительно, так как значительная часть населения устала жить в состоянии перманентного страха, политической, экономической нестабильности. Что же касается отдельных дестабилизирующих сил в регионе, то страны, входящие в ОДКБ, в том числе и по линии миротворческих сил, должны оказать кыргызскому руководству содействие для изоляции таких деструктивных сил.
– Члены Временного правительства, установившегося после падения режима К. Бакиева, провозгласили курс на политическую демократизацию страны: изменение Конституционных основ посредством всенародного референдума, смещение политического фокуса на парламентское устройство страны. Известно, что система политического устройства с доминированием института парламента создаст региональный прецедент. Сможет ли такая модель устройства стать жизнеспособной в окружении действующих авторитарных режимов?
– До этого использовалась президентская форма правления, но дважды она заканчивалась печально, все рушилось, потому что политическая и экономическая власть концентрировалась, по сути, в одной семье. И последний случай с К. Бакиевым наиболее яркое свидетельство тому. Понятно, если это не сработало, то есть попытка создать некую альтернативу. Насколько она будет дееспособной, мне сказать очень трудно. Я не хотел бы говорить заранее, будет она дееспособной или нет. Парадокс заключается в том, что иной путь просто отсутствует.
– Многие эксперты, в том числе и представители российского экспертного сообщества, говорят о том, что межгосударственные отношения легче выстраивать с конкретным лицом, т.е. с президентом, нежели с несколькими представителями политических групп.
– Мы уже выстраивали отношения с одним президентом К. Бакиевым, и к чему это привело – известно. Привело это к узурпации значительной власти сыном президента Максимом Бакиевым. Последний просто торговал интересами России в розницу. Особенно это было видно на переговорах по размещению российских сил, которые призваны противодействовать радикализму, экстремизму на юге Кыргызстана. Тогда преднамеренно были завышены цены на аренду земли и т.д. Поэтому последний опыт показал, что, может, кому-то и удобно вести переговоры, но, в конечном счете, это не всегда соответствует интересам РФ, как государству.
– В последние годы в Центрально-Азиатском регионе активизировали свою деятельность фундаменталистские, экстремистские группировки, представляющие серьезный фактор региональной нестабильности. Определенные радикальные организации представлены в виде партийных объединений, они открыто ведут антисветскую пропаганду по свержению светских режимов и установлению исламского мироустройства. Может ли влияние религиозных групп радикальной направленности в ближайшей перспективе кардинально изменить политическую региональную конъюнктуру?
– Может! Эти деструктивные силы существуют уже не один год. У них своя история. Они различны сами по себе: от радикальных террористических группировок до организаций исламо-социалистического толка. Но все они набирают существенную мощь, и в определенный момент они, конечно, вступят в борьбу за власть, со всеми вытекающими последствиями. Игнорировать это ни в коем случае нельзя!
– Многие российские эксперты предрекают Кыргызстану весьма пессимистичную перспективу – тенденцию к "афганизации", потере суверенитета. Оправданы ли объективно столь печальные прогнозы?
– Эксперты могут предрекать что угодно. Необходимо, анализируя, находить возможности оказания помощи Кыргызстану в той форме, которую я называл. Те действия, которые принимаются, – недостаточны.
– На одном из пленарных заседаний вы заявили, что Курманбек Бакиев вместе с сыном Максимом, тесно связанным с международной наркомафией, нанес большой ущерб России – около 70% наркотиков поступает в Россию через территорию Кыргызстана. Почему российская сторона не принимала своевременные адекватные меры, располагая подобными сведениями?
– Знаете, попытки убедить как-то предпринимались. Управление ООН по наркотикам и преступности официально признало Кыргызстан транзитером наркотиков в РФ. Это говорит о многом. Я сторонник того, что не надо делать вид, что все нормально, и вещи надо называть своими именами. Поэтому я и говорил так, как это было на самом деле.
– Комментируя агентству "Regnum" ситуацию в Кыргызстане, вы выразили надежду на то, что местная оппозиция объединится и сможет способствовать установлению пророссийски настроенной власти. Известно, что в стране представлены интересы и другой державы в лице ЦТП в аэропорту "Манас". Сможет ли Россия остаться в состоянии паритета взаимоотношений?
– Кыргызстан всегда лежал в сфере интересов РФ. Меня очень настораживает активность США. В частности, у меня вызвал беспокойство визит генерала Дэвида Пэтриуса, который достиг договоренности с режимом К. Бакиева по размещению в городе Баткен спецподразделений. Возникает вопрос: что там забыли американцы? Поэтому Россия должна играть активную роль в Кыргызстане. Там, если я не ошибаюсь, проживает от 500 до 600 тыс. наших граждан. И пора задуматься об их защите. Президент РФ, в свою очередь, дал распоряжение министру обороны по защите наших граждан. Может, пора, наконец, выполнить распоряжение главнокомандующего?
– Могут ли последние революционные события в Кыргызстане повториться в одной из стран Центрально-Азиатского региона?
– От этого никто не застрахован. Ситуация в экономическом плане везде достаточно сложная. Рядом находится Афганистан, где полным ходом идут военные действия. Граница Таджикистана с Афганиста ном в значительной степени открыта. Конечно же, такую возможность нельзя исключать.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ
Источник: Общественный рейтинг