Вокруг Единого государственного экзамена не утихают страсти. Общество поделено на сторонников и противников этого нововведения. И, поскольку данные эксперимент воспринимается очень многими в нашей стране крайне неоднозначно, чиновникам образовательной сферы стоит задуматься, надо ли продолжать так настойчиво навязывать ЕГЭ всем подряд. Раз сдача ЕГЭ все же остается пока что на экспериментальном уровне, логичным было бы придать ему не обязательный, а добровольный статус.
Совсем недавно мы узнали из СМИ, что в ряде регионов страх перед процедурой ЕГЭ послужил причиной нескольких трагедий. Я говорю о случаях суицида среди школьников. Возможно, конечно, что это непроверенные слухи, и столь ужасные происшествия стали следствием совсем других проблем. Но эта информация имела широкий общественный резонанс, а противников ЕГЭ стало еще больше. Также можно вспомнить о фактах прихода "подставных" людей на экзамены, случаях административного контроля за результатами в погоне за общей успеваемостью и прочих эксцессах, сопровождающих сдачу ЕГЭ уже не первый год подряд. Разве такой скандальный шлейф способствует успешному проведению реформы отечественного образования?
И специалисты признают, что концепция ЕГЭ грешит серьезными недостатками, а с его повсеместным внедрением чиновники явно поспешили. Уверена, что придание ЕГЭ добровольного характера – как одного из альтернативных экзаменационных испытаний – помогло бы снизить градус страстей и перевести дискуссию в конструктивное русло.
Как заявил лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергей Миронов, "введение принципа добровольности само по себе способствовало бы поиску более совершенных, более объективных и справедливых способов оценки результатов труда учащихся и педагогов". Надеюсь, руководство Минобрнауки прислушается к нашим советам, продиктованным не политической конъюнктурой, но голосом здравого смысла.
Кроме того, есть и еще один немаловажный аспект, касающийся, прежде всего, гуманитарных дисциплин. Независимые эксперты в один голос утверждают, что втискивать в узкие тестовые рамки ЕГЭ такие предметы, как, например, история и литература – значит заведомо лишать учеников по-настоящему глубоких знаний. Ведь когда школьников "натаскивают" на сдачу ЕГЭ, их ориентируют на банальное зазубривание дат и малозначительных деталей. А суть исторических процессов, подлинные причины и следствия событий остаются за пределами понимания. Детей отучают думать, размышлять, проявлять свои аналитические и творческие способности. "Попасть" в результат теста становится главной целью ученика. Как говорится, дьявол кроется в мелочах. А таких "мелочей" в структуре ЕГЭ немало.
Между прочим, МГУ, к примеру, добился права проведения своих специальных экзаменов, традиционно рассчитанных на оценку именно знаний абитуриента, а не его тестовых навыков. По этой же причине ведущий вуз России такое большое внимание уделяет организации олимпиад, призванных выявить талантливую молодежь, способную творить и мыслить нестандартно. Только люди с нестандартным мышлением могут совершить модернизационный прорыв. ЕГЭ же всех подгоняет под одну гребенку, формирует общий усредненный стандарт.