Александр Бурков: Построение системы справедливых межбюджетных отношений невозможно без ликвидации политической монополии "Единой России"
см. также ↓Депутат Государственной Думы РФ, Председатель Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Бурков выступил с докладом на Конгрессе депутатов Уральского федерального округа, проходившем 3 июня в Челябинске под председательством руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Николая Левичева:
– В период с 1992 по 1995 годы проблема распределения финансовых полномочий между регионами и центром едва ни привела к развалу Российской Федерации. После первых двух Чеченский войн, парада суверенитета в Республиках Российской Федерации ко всем пришло понимание о необходимости установления единых правил существования республик, краев, областей и автономных округов в составе единого федеративного государства.
Принцип равенства прав всех субъектов, заложенный в Конституции, требовал создания справедливой системы бюджетного федерализма. Именно с этой целью в Российской Федерации была начата реформа межбюджетных отношений.
По результатам многочисленных обсуждений и дискуссий, в начале 2000-х годов был принят целый ряд законопроектов, ключевыми из которых стали поправки в закон о местном самоуправлении и бюджетный кодекс Российской Федерации.
Окончанием срока проведения реформы был установлен 2005 год. Сегодня, спустя пять лет после ее фактического завершения мы должны признать очевидный факт, что реформа провалилась. Она не привела страну к тем благим целям, которые ставились в ее начале.
Мы ждали создания такой системы, при которой жители нашей страны получили бы одинаковый доступ к государственным услугам в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи вне зависимости от места их проживания на территории Российской Федерации.
Давайте посмотрим, к чему мы пришли в реальности. 7% жителей страны, проживающих в московской агломерации, потребляют 20 всего Российского бюджета. И дело не в то, что пенсионеры, живущие в Москве, получают с начала года минимум 10 тысяч рублей пенсии, в то время как старикам по всей России 8 тысяч пенсии обещают только к концу года.
И даже не в том, что на один километр транспортной развязки в Москве порой тратятся суммы сопоставимые с бюджетами дорожных фондов отдельных регионов. А дело в том, что люди, живущие в разных регионах России, перестают ощущать себя гражданами одной страны. Сегодня, наиболее и наименее экономически-обеспеченные субъекты Российской Федерации различаются, к примеру:
по объему инвестиций на душу населения в 150 раз;
по душевому региональному продукту в 60 раз;
по уровню потребления в 30 раз;
по уровню безработицы в 24 раза.
Поразительно, что к такому результату нас привела партия с многообещающим названием "Единая Россия". Считаю, что на современном этапе в основу развития межбюджетных отношений в России сознательно Заложен принцип глобального политического обмана.
В ходе проводимой реформы, с федерального на региональный и с регионального на муниципальный уровень передана львиная доля полномочий по обеспечению жизнедеятельности населения. Одновременно с этим произошло перераспределение доходных источников (финансов) в пользу федерального центра, которое откровенно грабительский характер.
Статистика вещь упрямая. Если в 1998 году в региональных бюджетах оставалось до 56% всех налоговых поступлений, а в распоряжение федеральной власти только 44%, то на сегодняшний день в регионах остается около 30%, а федеральный центр консолидирует порядка 70% всех доходов.
И мы видим, что при увеличивающихся расходных обязательствах субъектов Российской Федерации, деньги из их бюджетов изъяты, а основная ответственность за обеспечение государственных гарантий перед гражданами страны переложена на плечи местного самоуправления и регионов. Может быть, кому-то покажется резким, но сегодня Россия живет по стандартам Золотой Орды.
При этом федеральные трансферты становятся инструментом банальной политической коррупции.
Размер получаемых субъектом трансфертов, напрямую зависит от результатов голосования за "Единую Россию" в этом регионе. Таким образом, созданная порочная схема кривых межбюджетных отношений превращается в инструмент политического влияния и становится оплотом несменяемости власти.
Похожую негативную картину мы наблюдаем и во взаимоотношениях между региональными властями и муниципальной властью.
Последнее время муниципалитетам от общего пирога всех налоговых поступлений достается не более 16%, а в период кризиса итого меньше. Создается впечатление, что местному самоуправлению уготована роль социального громоотвода.
Местная власть, изначально не имея собственных финансовых источников, позволяющих обеспечивать повышение уровня жизни своих жителей, принимает на себя весь шквал недовольства и претензий со стороны населения.
В условиях постоянно изменяющихся процентных соотношений и коэффициентов распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней, муниципальные образования не в состоянии сформировать перспективный бюджет и план развития территории, то есть, обеспечивать инвестиционную привлекательность и свое социально-экономической развитие.
Такие нестабильные межбюджетные отношения являются главным тормозом модернизации российской экономики. Мы считаем, что сегодня России необходима скорейшая реконструкция системы межбюджетных отношений.
Необходимо:
1. закрепить финансовую совокупную долю регионов не ниже 55 процентов от всех налоговых поступлений. Для того, что бы регионы могли самостоятельно обеспечивать все свои полномочия и связанные с ними расходные обязательства.
2. законодательно определить минимальные социальные стандарты, чтобы обеспечить равенство прав граждан на получение государственных услуг вне зависимости от места их проживания. А на сегодняшний день получается, что уровень обеспечения жителей Москвы во много раз выше, чем у жителей того же города Верхнего Уфалея Челябинской области.
3. Вопиющая несправедливость в вопросах бюджетной обеспеченности при реализации госгарантий касается абсолютно всего начиная с вопроса пошаговой доступности. Так, больница или школа могут находиться в четырех шагах от дома, а может и в сорока километрах. И заканчивается эта разница длиной очереди на получение путевки в детский сад.
4. Не изменять налоговые правила при формировании межбюджетных отношений, на период среднего инвестиционного цикла 5-10 лет. Зафиксировать нормативы налоговых отчислений регионов и муниципальных образований.
И, наконец, прекратить незаконную практику предоставления адресных налоговых льгот отдельным корпорациям или компаниям.
Совершенно очевидно, что построение системы справедливых межбюджетных отношений в России невозможно без ликвидации политической монополии партии "Единой России". Поэтому наша задача как можно больше побеждать на выборах всех уровней власти. Сегодня выборы это наше с Вами Куликово поле.