Проблемы реализации Закона Сахалинской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена"
Проблемы органов местного самоуправления, являющихся областными центрами субъектов Российской Федерации, связанные с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, анализирует О.Е. Логачев, заместитель председателя городского Собрания ГО г. Южно-Сахалинска, руководитель депутатской фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" городского Собрания ГО г. Южно-Сахалинска.
В соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ), исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации дается право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ.
Как показала практика, при принятии субъектом РФ Федерального Закона "О распоряжении земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена" возникают негативные последствия у органов местного самоуправления.
Проанализировав последствия, которые возникли у областного центра Сахалинской области после вступления в силу Закона Сахалинской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Южно-Сахалинск", хотел бы обратить на возникшую необходимость в передаче 6617 договоров аренды земельных участков, к основным из которых относятся:
1481 – договор аренды земельных участков, предоставленных под объекты торговли и бытового обслуживания;
918 – договоров аренды земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного использования (дачи, сады, огороды и т.д.);
2051 – договор аренды земельных участков, предоставленных для строительства или под существующие индивидуальные жилые дома;
1205 – договоров аренды земельных участков, предоставленных под индивидуальные гаражи и гаражно-строительные кооперативы;
634 – договора аренды земельных участков, предоставленных для размещения промышленных объектов;
195 – договоров аренды земельных участков, предоставленных под административно-управленческие объекты;
70 – договоров аренды земельных участков, предоставленных под существующие и строящиеся многоэтажные жилые дома.
Данное обстоятельство привело к ниже перечисленным последствиям:
1) На длительное время затягивается продление сроков аренды по действующим договорам аренды земельных участков, предоставление новых земельных участков для целей, не связанных со строительством (сады, огороды, дачи, нестационарные гаражи), переоформление прав на земельные участки в связи с переходом права собственности на расположенные на таких участках объекты недвижимости и т.д.
2) Значительно увеличился процесс первичного предоставления земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (с использованием процедуры предварительного согласования места размещения объекта – согласования акта выбора), поскольку по закону (ст. 31 Земельного Кодекса РФ) предварительное согласование места размещения объекта относится к компетенции органов местного самоуправления, что потребует передачи заявок на предоставления участков из органов государственной власти Сахалинской области в органы архитектуры г. Южно-Сахалинска для рассмотрения возможности предоставления участка, оформления акта выбора, его согласования и вновь направления в КУГИ для утверждения.
3) Отвод земельных участков под жилищное строительство надолго затягивается, поскольку в настоящий момент по закону фактически все земельные участки формируются (подготавливаются для проведения торгов).
4) Стало практически невозможно выполнить требование п. 7 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" об одновременной приватизации земельного участка и расположенного на таком участке объекта недвижимости, поскольку эти функции осуществляет орган государственной власти субъекта РФ (в отношении земельного участка) и орган местного самоуправления ДАГУН в отношении расположенного на участке недвижимого имущества.
5) Органу местного самоуправления стало сложнее осуществлять оперативный учет земельных участков, поскольку у него нет информации о новых отводах земли на территории города, что не позволяет:
а) эффективно осуществлять земельный контроль;
б) ежегодно до 01 февраля в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 396) предоставлять в налоговые органы информацию о земельных участках, являющихся объектами налогообложения, что привело к снижению собираемости земельного налога, полностью поступающего в местный бюджет;
в) осуществлять процедуру предварительного согласования места размещения объектов в связи с невозможностью определить, свободен ли земельный участок;
6) Подход к оформлению земельных участков в рамках принципа "одного окна" практически нельзя реализовать, поскольку вместо одного органа, решающего вопросы по предоставлению земель (где был ДАГУН г. Южно-Сахалинска), появилась два таких органа: орган государственной власти Сахалинской области и ДАГУН г. Южно-Сахалинска (в рамках полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Земельным Кодексом РФ).
7) Приостановилось строительство многих объектов в связи с тем, что сроки действия разрешений на строительство истекли, а их продление затягивается.
В связи с выше изложенным, считаю необходимым внести в Земельный Кодекс РФ норму права, которая обязывала бы Субъект РФ в случае наделения себя полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотреть переходный период не менее 12 месяцев, что частично позволит снять негативные последствия, изложенные выше между органоном местного самоуправления и исполнительным органом государственной власти Субъекта РФ.