Илья Гаффнер: Огромный дефицит свердловского бюджета-2010 может поставить под угрозу финансирование муниципалитетов в этом году
см. также ↓Председатель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Свердловской Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области выступил с докладом на Конгрессе депутатов Уральского федерального округа, проходившем 3 июня в Челябинске под председательством Руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Николая Левичева:
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Областной Думе Законодательного собрания Свердловской области была сформирована после выборов 14 марта 2010 года. Фракцию во главе со мной, ее Председателем, представляют три депутата. По сути, мы работаем в Думе менее трех месяцев. Тем не менее, уже активно вовлечены в законотворческий процесс и уже сейчас можем делать конкретные выводы об эффективности распределения финансовых источников между уровнями бюджетной системы Свердловской области.
На сегодняшний день практика распределения трансфертов между областным и муниципальными бюджетами применяется в корне неправильно. Тенденция такова, что региональный бюджет формирует муниципальную казну, исходя исключительно из своих взглядов на развитие территорий, без учета специфики последних.
Так, оценка как доходной, так и расходной частей бюджета Свердловской области на 2010 год и последующие годы определяется с учетом базовых коэффициентов индексации, таких как оплата труда работников бюджетной сферы, оплата труда работников органов местного самоуправления; рост тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые бюджетным учреждениям; цены на иные товары и услуги.
Данная методика применяется в равном объеме для расчета бюджетной обеспеченности ВСЕХ муниципалитетов вне зависимости от площади территории, численности населения и развития экономики муниципалитета. Получается, что сегодня муниципальные образования получают такие дотации, которые не сопоставимы с реальным уровнем потребностей населения.
Например, расчет расходов по организации мероприятий по работе с детьми и молодежью в сельском поселении исчисляется из расчета 15,34 рубля на одного жителя в возрасте от 6 до 30 лет. В сфере дорожного строительства и ремонта дорог расход на содержание автомобильных дорог местного значения составляет всего 418,01 тыс. руб. на один километр. Обеспечение условий для развития физической культуры составляет 47,9 рублей на одного человека. Очевидно, что это смехотворные суммы.
Другой недостаток применяемой методики формирования бюджета Свердловской области заключается в том, что все расчеты определяются исходя из численности населения. Так, в 2010 году на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям и муниципальным районам из средств областного бюджета было определено 9 млн 242 тысячи рублей, но за счет дополнительных нормативов, выделенных муниципалитетам, дотации из бюджета составят всего 4 млн 465 тысяч рублей. Если учесть, что в Свердловской области 4 млн 394 тысячи жителей, то получается, что каждому жителю области выделяется по 1 рублю и одной копейке в год бюджетных денег. Это смешно.
Формируя муниципальные бюджеты по общим нормативам, без учета специфики территорий, правительственные чиновники постоянно вынуждены отвечать на просьбы глав муниципалитетов выделить средства на ремонт очередной школы, больницы, выделить намного большую сумму на ремонт сферы ЖКХ, нежели они установлены согласно нормативам регионального правительства.
В Свердловской области 94 муниципальных образований, из них только 14, включая Екатеринбург, не являются дотационными. Получается, что бюджет остальных 80 муниципальных образований формируется без учета мнения их глав.
И без того непростое положение с формированием доходной части областного бюджета и распределением расходов по муниципалитетам усложняют собственники крупных предприятий Свердловской области, находящиеся на территории муниципалитетов.
Представители крупного бизнеса влияют на методику поступления доходов в областную казну через ущемление интересов данных территорий – при этом при поддержке партии "Единая Россия", которая, как известно, всегда защищает крупный бизнес.
Так, на днях компания РУСАЛ направила губернатору Свердловской области Александру Мишарину просьбу обнулить налог на имущество для для Североуральского бокситового рудника (предприятие РУСАЛА, которое осуществляет добычу бокситов подземным способом). Сумма налога составляет 300 млн рублей. При этом рудник не ратует за интересы всей добывающей промышленности закрытая добыча бокситов производится именно на большинстве шахт рудника.
Необходимость введения налоговых каникул в компании объясняют желанием поддержать экономику Североуральска, бокситовой столицы Урала. СУБР является градообразующим предприятием, на котором трудится более 70% работающего населения. Но если для РУСАЛа, работающего в этом году с хорошими показателями прибыли, 300 млн. копейки, то для свердловского бюджета-2010 с дефицитом в 12,3 млрд. рублей 300 млн. запланированного налога на имущество солидная сумма.
Благодаря вмешательству консолидированной думской оппозиции с участием депутатов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, нам удалось отклонить принятие парламентариями "Единой России" предложения собственников Североуральского бокситового рудника о предоставлении налоговых льгот.
Случай с собственниками СУБРа далеко не единичный. Чиновники свердловского правительства очень часто прибегают к практике лоббирования своих решений относительно методики формирования бюджета и распределения его доходно-расходной части через депутатов подконтрольной им "Единой России".
Так было и в ситуации с недавним решением правительства Свердловской области о взятии у Минфина под 10% годовых облигационного займа в размере 3 млрд. рублей. Именно на такую сумму с момента принятия увеличился дефицит областного бюджета в 2010 году. На сегодняшний день он составляет, напомню, 12,3 млрд. рублей.
И если "Единая России" данное решение Правительства поддержала, то фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ проголосовала против поправок в региональный бюджет о взятии облигационного займа. С экономической точки зрения неправильно занимать деньги, когда источников доходов для погашения данного займа попросту нет.
В итоге огромный дефицит свердловского бюджета-2010 при отсутствии четкого перечня источников погашения может поставить под угрозу дальнейшее финансирование муниципальных бюджетов в течение этого года.
Кроме того, на сегодняшний день у нас, областных депутатов, нет осведомленности относительно планов Правительства Свердловской области по методике формирования областного бюджета на 2011-й и 2012-й годы. Надеюсь, что ответы на эти вопросы мы получим 24 июня на представлении губернатора Свердловской области Бюджетного послания Законодательному Собранию Свердловской области.
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Заксобрании Свердловской области считает: чтобы справедливо закрепить расходную часть регионального бюджета по муниципалитетам, необходимо объективно оценить социально-экономическое развитие территорий. Что для этого необходимо? Мы предлагает реализовать следующие шаги:
1. Целесообразно зачислять налог на доходы физических лиц по месту жительства граждан;
2. Установить фиксированный процент отчисления по налогу на прибыль в местные бюджеты;
3. Исключить практику предоставления на региональном уровне льгот по местным налогам;
4. Необходимо как можно скорее завершить работу по модернизации земельного налога;
5. Обеспечить финансирование переданных муниципальным образованиям государственных полномочий в полном объеме.
Несмотря на то, что депутаты фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ новички в Областной Думе, мы не теряем времени даром и вносим на рассмотрение ряд законопроектов, которые, по нашему мнению, в случае их принятия региональным парламентом, могут существенно повлиять на пересмотр доходной части местных бюджетов и увеличение уровня обеспеченности жителей муниципалитетов.
Так, уже внесен на рассмотрение Свердловской областной Думы один из основополагающих законопроектов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, согласно которому платежи за жилищно-коммунальные услуги не должны превышать 10% от совокупного дохода семьи.
Также в ближайшее время на рассмотрение Облдумы будут внесены законопроекты о надбавке к пенсии в размере 1 тысячи рублей и индексации зарплат свердловским бюджетникам на 20% до конца 2010 года.
Также до конца года наша фракция планирует внести законопроект о "Создании Резервного фонда Свердловской области". Право на создание Резервного фонда в каждом субъекте РФ закреплено Бюджетным Кодексом. Резервный фонд это своего рода аналог Стабилизационного фонда России.
В данный фонд должны поступать все облигационные займы, все лишние доходы по строкам областного бюджета. И самое главное Резервный фонд позволит распределять в территориальные бюджеты лишние средства, о выделении которых постоянно ратуют главы муниципалитетов.