О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: Насколько эффективно будет развиваться местное самоуправление в селе, настолько и будет эффективным этот институт во всей нашей стране

19 мая 2010

 см. также ↓

19 мая в Москве состоялось первое собрание палаты сельских поселений ОКМО, организованное совместно с Ассоциацией сельских поселений Российской Федерации. В его работе приняли участие Председатель Совета Федерации, лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, статс-секретарь – замминистра сельского хозяйства России Александр Петриков, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Вячеслав Тимченко, и.о. директора департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона Елена Кодина, директор ОКМО, член Общественной палаты России, главный редактор журнала "Муниципальная Россия" Виктор Панкращенко, председатель координационного совета по формированию палаты сельских поселений, президент Ассоциации сельских поселений России Александр Митин, а также главы сельских поселений 56 регионов страны.

Председательствовал президент ОКМО, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Степан Киричук.

Целью создания палаты является формирование официального рабочего органа по выражению и защите общих интересов сельских поселений России на федеральном уровне.

В своем выступлении Сергей Миронов, в частности, заявил: "Уважаемые участники собрания, искренне рад, что свое организационное собрание вы проводите в стенах Совета Федерации. Для нашей палаты вопросы деятельности местного самоуправления – это приоритетное направление работы".

"Создание в январе этого года палаты сельских поселений считаю очень важным шагом в деятельности Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Это, несомненно, будет способствовать решению самых насущных проблем сельского населения", – подчеркнул лидер партии.

По его словам, за время, прошедшее с начала муниципальной реформы, была проделана большая работа. Уже больше года как закончился переходный период, установленный "131-м" законом. С 2010 года в полном объеме началась работа сельских местных органов власти на территории всей Российской Федерации.

Сергей Миронов с сожалением признал, что реформирование системы местного самоуправления не обходится без проблем. Это и нехватка квалифицированных кадров, и низкая финансовая и имущественная обеспеченность, влияние последствий мирового финансового кризиса, да и сложная демографическая ситуация. Особенно остро эти проблемы чувствуются в сельской местности.

Политик заверил, что все эти вопросы находятся под пристальным вниманием руководства страны. Сегодня развитие сельских территорий поставлено во главу угла социально-экономической политики государства. Работают государственные программы по развитию села, по поддержке аграрного сектора экономики. Благодаря реализации антикризисных мер, АПК России сумел сохранить положительную динамику роста.

В свою очередь, Совет Федерации прилагает также немало усилий для решения проблем развития сельского хозяйства и сельских поселений. "В середине апреля мы приняли специальное постановление, где рекомендовали Правительству предусматривать финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, а также других целевых программ полностью в объемах, которые установлены паспортами этих программ. В случае уменьшения финансирования следует вносить изменения в паспорта указанных программ", – пояснил Сергей Миронов.

Ряд предложений был направлен на совершенствование бюджетной политики в части стимулирования доходной базы местных бюджетов. Регулярно в Совете Федерации проводятся заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе СФ, в состав которого входят представители сельских поселений. "Уверен, что многие из вас хорошо знакомы с деятельностью нашего Комитета по вопросам местного самоуправления. Проблематике сельских муниципальных образований там уделяется большое внимание", – отметил лидер партии.

Политик напомнил, что в сельских поселениях проживает более 40 млн человек. На современном этапе сельское самоуправление может и должно выступать не только в качестве самостоятельной единицы управления, но и главное – полноценным экономическим субъектом, убежден Сергей Миронов.

Российское село должно стать одной из основных точек роста отечественной экономики, – настаивает он. Однако в настоящее время этот процесс сдерживается целым рядом материально-технических и организационных проблем.

Первая и самая больная проблема – это, конечно, слабая финансовая база. Более половины полномочий не реализуются из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств. В условиях экономического кризиса эта проблема еще более обострилась. Из-за несоответствия доходной части местных бюджетов расходным полномочиям муниципалитеты лишаются реальной власти на местах и, что самое главное, доверия населения.

Кардинальное решение этого вопроса возможно только одним способом, полагает лидер партии, – укреплением собственной финансовой основы местного самоуправления.

Один из путей – расширение налогооблагаемой базы. Сегодня удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет всего лишь 3,8%. Получая в виде налогов менее 1/25 доли бюджетов, местные органы просто не могут рассматривать налоговый механизм как серьезный инструмент влияния на экономику муниципального образования.

Что можно сделать? Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о компенсации выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями по местным налогам, которые установлены федеральным законодательством. Например, сегодня 68% земельного фонда страны отнесено к федеральной собственности и эти земли практически не облагаются земельным налогом. А ведь он должен поступать в муниципальные бюджеты.

В упомянутом мной постановлении Совет Федерации специально рекомендовал Правительству России предусмотреть такие процедуры при составлении проекта бюджета.

Серьезным тормозом на пути развития сельских поселений, по мнению Сергея Миронова, остается вопрос о компетенции органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, на которые не разграничена государственная собственность. Самоуправление обладает комплексом полномочий в градостроительной сфере, но не может распоряжаться такими земельными участками. Это сдерживает социально-экономическое развитие многих поселений. Необходим также пересмотр перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Для сельских поселений это особенно актуально. В большинстве из них муниципальная собственность – это главный ресурс, за счет которого муниципалитеты могут решать жизненно важные проблемы населения.

"К сожалению, несмотря на большие усилия государства по возрождению села, оно еще не стало тем местом, куда бы люди стремились. Если вокруг крупных городов сконцентрировано население, то из отдаленных сел люди уезжают. И это, в принципе, можно понять. Жилья на селе, в расчете на одного человека строится в пять раз меньше, чем в городе. Условия жизни на селе, по-прежнему, остаются малопривлекательными. Дефицит профессиональных кадров в сельских муниципалитетах растет. А между тем сегодня только 36% выпускников аграрных вузов, получивших образование за счет средств федерального бюджета, едет работать в деревню. Необходима государственная поддержка подготовки и закрепления кадров на селе", – настаивает Сергей Миронов.

"Издавна на Руси говорили: "Одна голова хорошо, а две лучше". Эта пословица очень точно отражает смысл межмуниципального сотрудничества. Сегодня законодательство предоставляет широкие правовые возможности для этого. Ведь легче решать проблему совместными усилиями. В регионах уже есть успешные примеры такого сотрудничества и межмуниципальной кооперации. Известны примеры Челябинской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и других регионов. Считаю, что это хорошие, эффективные формы совместных действий муниципальных образований. Такие примеры необходимо изучать, а положительный опыт применять на практике", – заявил политик.

"Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности за вашу настойчивость, целеустремленность в реформировании местного самоуправления. Насколько эффективно будет развиваться местное самоуправление в селе, в маленьком поселке или городе, настолько и будет эффективным этот институт во всей нашей стране в целом", – заключил Сергей Миронов.

По итогам заседания политик ответил на вопросы журналистов.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International