Семен Багдасаров о взаимодействии стран СНГ при урегулировании кризисных ситуаций на внешних границах содружества
см. также ↓Госдума ратифицировала Протокол об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах". От фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступил Семен Багдасаров:
Уважаемые депутаты! Давайте проанализируем, собственно где это соглашение может, во-первых, быть применено. Я имею в виду страны-подписанты, потому что не все, как известно, страны СНГ подписали.
Начнем с Белоруссии, запада. Естественно, что такое возникновение кризисной ситуации на границе Белоруссии, Польши и Прибалтики? Это возникновение кризисной ситуации на границе с государствами, входящими в НАТО. Понятно, что данное соглашение там не может работать, потому что такой конфликт, такое осложнение может привести к большой войне с мощнейшим военно-политическим блоком. Как бы нерабочая ситуация в этом плане.
С Арменией. То же самое, Армения граничит с Турцией. Турция член НАТО. Вторые по численности вооруженные силы в системе НАТО, 1 миллион человек. Третья полевая армия Турции превосходит на несколько порядков численность вооруженных сил Армении и нашей так называемой Гюмринской базы. Это тоже нерабочая ситуация.
Так где же это будет у нас работать? Да, снова, значит, Центральная Азия и снова на афгано-таджикской границе. Я хотел бы обратить внимание, что соглашение само было подписано в 1996 году, а ратифицировано в 2000 году. Хочу вам напомнить, что в 1996 году ситуация в Афганистане сложилась как противодействие северному альянсу, которому мы оказывали, к сожалению, прямо скажу, помощь, и как противодействие с "Талибан". А в 2000 году государства СНГ центрально-азиатские Таджикистан и Узбекистан в паническом настроении обращались ко всем, в том числе к России, чтобы им срочно оказали какую-то помощь. Поэтому это соглашение тогда было ратифицировано.
Сегодня мы принимаем вот этот Протокол. Я не просто задал вопрос по наркотрафику. Кризисная ситуация? Да, конечно, кризисная ситуация. Мы говорим: мы сейчас работаем с Афганистаном, с ООН, и так далее. Это, мягко говоря, не то что малоэффективная, это вообще неэффективная работа. Вы знаете позицию командующего вооруженными силами США и НАТО в Афганистане генерала Маккристала, который откровенно говорит о том, что уничтожать наркопосевы нельзя. Вы знаете официальную позицию НАТО, выраженную недавно в Брюсселе в ответ на предложение, сделанное российской стороне по программе "Радуга-2". когда сказали: нет, это все нерабочее, бедный афганский крестьянин должен чего-то выращивать.
Поэтому эта работа абсолютно бесполезна, она может проводиться с точки, галочки, но она никакого эффекта нам не принесет. И как росло число жертв от наркотиков у нас, так и будет расти. На сегодняшний день ситуация, более чем критическая.
Я уже как-то выступал и говорил, как только наступил экономический кризис, в Таджикистане в три раза упал перехват наркотиков, а в Киргизии в десять раз, потому что денег надо было брать теперь уже откуда? От наркотиков.
Поэтому мы должны в первую очередь думать о своих собственных интересах. На сегодняшний день парадоксальнейшая ситуация, я не просто спросил, а вот эти части Министерства обороны дислоцированные, как: они эффективны? Нет, они неэффективны совершенно. В Таджикистане это бывшая 201 дивизия, преобразованная в 201 базу это архаичная вещь, я ее 100 лет знаю, которая со времен Советского Союза досталась. Она не отвечает ... дислокации совершенно нынешней ситуации. У нас нет уже соседа справа 108 дивизии в Узбекистане или горно-стрелковая оршской бригады. У нас нет пограничников на афгано-таджикской границе, как и ... групп на территории Афганистана, ничего нет. А эта архаичность осталась.
На сегодня ситуация парадоксальная. Если мимо нашей воинской части, допустим, в Кулябе, максимально приближенной к афганской границе, будут проезжать огромные цистерны и там будет написано: химические вещества везутся в Афганистан для производства героина для России, наша воинская часть ничего сделать не может, у нее нет таких прав. А обратно будет ехать огромный контейнер и будет "героин для России" огромными буквами. Никто их не остановит. Почему? Потому что к таким соглашениям нам нужны еще другие соглашения, нам нужно срочно вносить изменения в закон "Об обороне", где бы Вооруженным Силам, в первую очередь дислоцированным на территории вот этих государств, было дано право применять для борьбы с наркотрафиком, как это делают другие государства. В противном случае все это теория глубоко неработающая.
Малого того, свыше 70 процентов и тут господин Проничев не даст соврать, наркотиков идут не через территорию, которая расположена на ...-хатлонском направлении, а через горный Бадахшан. Мы в 2005 году приняли более чем странное решение. Я не хочу его осуждать: приняли приняли. Мы вывели своих пограничников с афгано-таджикской границы, в том числе убрали Экспомира это символ нашей было державности над всей Центральной Азией. Сейчас через эту территорию свыше 70 процентов идет наркотиков. Там мы вообще никак не представлены, зато семитысячная группировка расположена в Кулябе, в Курган-Тюбе, Душанбе. Что они там делают, да еще с семьями, домочадцами и прочими непонятными вещами? Настало время радикального реформирования.
Я, кстати, получил заверение, в том числе письменное от начальника Генерального штаба в ответ на мою просьбу. И, дай Бог, он молодец, он понимает это, я надеюсь, выполнит то, что они там, как говорится, обещают.
Переход на бригадную систему 201 базы должно сопровождаться передислокацией наших частей. И в том числе нам даже достаточно иметь две бригады численностью 3-4 тысячи человек, сократить 70 человек на группировки, там нечего делать, и одну бригаду оставить на этом направлении, одну перебросить в горный Бадахшан. На сегодняшний день там перехватывают, якобы, наркотики террористов, которые идут в Россию, так называемые таджикские пограничники. Что это такое? Это без комментария. Они являются составной частью наркомафии, как и в целом руководство Таджикистана. Это ни для кого не секрет. Хватит делать какую-то мину при какой-то непонятной игре. Поэтому никто не говорит о возможности возврата наших пограничников. Ушли, так ушли, к сожалению. Но, давайте, передислоцируем бригаду, поставим как второй эшелон.
Я вам скажу, что процентов 25-30 наркотиков террористов идут по очень известному маршруту. Вот господин Проничев, я думаю, прекрасно осведомлен, это Калаихум с выходом на ... и на ..., куда американцы хотят поставить свой разведывательно-диверсионный батальон "Скорпионе" специально, чтобы контролировать наркотики и террористов, направляемых ... в сторону России. Так почему же нам не дислоцировать ... во втором эшелоне батальон, который бы занимался перехватом этих выявлений. Но мы этого не делаем. Мы как-то продолжаем, сидя в кабинете, писать протоколы, соглашения, которые на самом деле нам не нужны.
И еще один маленький вопрос. Тут правильно был задан вопрос. Вы понимаете, в чем дело. Вот Таджикистану очень интересно иметь такое соглашение. Таджикистан на сегодняшний день в военной области, политической области, даже я бы сказал в личностной и так далее, является государством, которое проводит антироссийскую политику.
Вот мы говорим о дислокации наших вот этих других ведомств. Мы не можем там добиться размещения нашей базы ВВС для воздушного прикрытия наших войск. Ее там изгнали в Киргизстан , а мы говорим: вот подписали. Завтра возникнет ситуация, нас втянут в серьезную войну и мы будем защищать антироссийский режим Рахмона. А причем тут интересы Российской Федерации, кто мне об этом скажет?
Я не против этого соглашения, я за. Но пора от создания бумажной вариации перейти к реальной, реально изучить ситуацию. Ситуация плохая. Смотрите, что творится в Киргизии. Это, кстати, государство, подписавшее это соглашение, оно не граничит с внешней границей. Но есть парадоксальнейшая ситуация, мы как-то забыли, что в 1999 году и в 2000 году вторжение на территории Киргизии, Узбекистана осуществлялось не с территории Афганистана, а формирования ... к территории Таджикистана, причем в Сурхандарьинскую область пришли с территории Хатлонской области, родной области Рахмона при абсолютной поддержке Рахмона. Вот, что творится у нас там, а сейчас еще хуже. Вы знаете последние события на юге Кыргызстана, это еще не последняя фаза. Последняя фаза будет тогда, когда многие, я надеюсь, из тех или иных регионов зададут вопрос, а куда ... российские группировки, которые проникают в южную часть Киргизии, что они там делают? Их не слышно, не видно.
Поверьте, следующий этап будет резкое обострение ситуации с участием этих группировок, и тогда вся Центральная Азия будет полностью дестабилизирована. И Ферганская долина, которую так американцы внимательно изучают, станет центром... вторым Афганистаном. И нам очень надо подумать, как же мы там будем защищать свои интересы.
Сейчас назначили представителя президента господина Рушайло по Киргизии. Я очень хорошо отношусь ко всем, и в том числе и господину Рушайло, но я не знаю такого специалиста по Киргизии. Ей Богу, не знаю. Ну разве можно обучаться в ходе кризисной ситуации? Найдите. Неужели за 20 лет в МИДе, в каких-то других структурах мы не подготовили нормальных специалистов, способных оценить реальную ситуацию и доложить высшему военному и политическому руководству. Неужели для этого надо послать человека, даже столь уважаемого, для того чтобы он... У него там не просто много вопросов, у него там все вопросы и ни одного ответа, я вам гарантирую это. Нельзя так легко относиться к собственной национальной безопасности, тем более с государствами, с которыми у нас нет визового режима.
Вы смотрите, сейчас Казахстан, Узбекистан закрыли границу с Киргизией. А мы? Воздушный мост существует, а таджикско-киргизская граница открыта, можно железнодорожным транспортом и так далее, и так далее. Что мы делаем? Мы говорим о борьбе с терроризмом, а не кажется ли вам, что мы получим второй фронт терроризма? Терроризма, исходящего из Центральной Азии и резко активизирующегося на территории Российской Федерации, в том числе в Центральном регионе и в Приволжско-Уральском регионе.
Поэтому, я думаю, очень серьезно надо думать над этим вопросом. Пора, пора всем ведомствам, не только Федеральной службе безопасности, не только МИДу и не только Минобороны собраться и подумать, что там делать, привести все это в соответствие с теми реальностями, которые существуют. Ведь позор, у нас до сих пор нет понимания действия нашей политики по защите наших интересов в связи с ситуацией в Афганистане и Центральной Азии. Нет! Все ООН, ШОС, ОДКБ, которой не существует, а лидер одного из государств приютил у себя лидера наркомафии, бывшего руководителя государства, надеюсь, он не вернется, и говорит, ОДКБ должно делать то-то, то-то. На полном серьезе.
А, что, господин Лукашенко не знает, что господин Бакиев... Я, кстати, за три недели до ситуации в Киргизии выступал, называл этот режим "проамериканским наркорежимом". Это действительно так, существуют многочисленные документы. Может, надо было Лукашенко ... ОДКБ их продемонстрировать, в том числе видеофильмы и так далее, и так далее. Хватит так легко относиться к собственной безопасности.
Соглашение мы ратифицируем, ради Бога. Жалко, что ли, сколько мы тут ратифицируем. Но, в конце концов, надо подумать о реальной работе, а не бумажной.
Спасибо.