Николай Левичев провел презентацию книги "Музы Московского метро"
13 мая в Гербовом зале Государственной Думы состоялась презентация книги "Музы московского метро", выход которой приурочен к 75-летнему юбилею Московского метрополитена. Целью издания, рассчитанного на широкий круг читателей, является рассказ об истории создания и об уникальных архитектурно-художественных ансамблях Московского метрополитена, который признан самым красивым и удобным в мире.
Николай Левичев рассказал, что книга стала следствием кропотливой работы, которая началась осенью прошлого года после того, как во время выступления политика на одной из радиостанций родилась идея о необходимости включения ансамбля станций московского метрополитена в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
Рассказывая о книге "Музы московского метро", парламентарий обратил внимание на то, что она содержит ровно сто фотографий, которые лично сделала ее автор – московская художница Мария Вальдес.
"Ведь мы имеем дело с летописью отечественной истории, запечатленной в станциях метрополитена. Наверное, в будущем она расскажет о духе времени и людях, живших в то время, не хуже, чем наскальная живопись, по которой сегодня мы воспроизводим прошлое. И даже если в будущем транспортные проблемы будут решаться иначе и для этого не нужно будет использовать подземный город, страницы каменной летописи все равно сохранят свое всемирно-историческое значение", уверен Левичев.
Политик напомнил собравшимся знаменитое стихотворение Самуила Маршака, посвященное метро:
Вот он – город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.
"Именно поэтому в годы своей юности я использовал метро как удобное место для того, чтобы целоваться. И, думаю, не один я такой умный был!" – улыбаясь, рассказал депутат.
Депутат подчеркнул, что в 30-е годы проект московского метрополитена был уникальным не только в художественном и архитектурном отношении, но и с точки зрения инженерной мысли. "На том уровне технического развития это был прорывной, инновационный проект. Для его реализации использовались суперсовременные, редкие материалы", сказал Николай Левичев. Так, например, было использовано более ста разновидностей мрамора. "Поэтому наше метро – это еще и специфический минералогический музей, по которому можно водить познавательные экскурсии", подчеркнул парламентарий.
Первый заместитель начальника Московского метрополитена Александр Ершов признался, что приглашение на презентацию книги стало для него неожиданностью. "Мы очень рады, когда выходят издания, посвященные метрополитену. Ведь метро – это жизнь, по-другому оно и не воспринимается. Но это еще и история нашей страны, архитектуры, искусства, инженерной мысли, это история развития нашего государства и общества", подчеркнул Ершов. Он с сожалением отметил, что сегодня выпущено очень мало изданий для массового читателя, посвященных метрополитену, и выразил благодарность фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ за подготовку книги.
Руководитель архитектурного отдела ОАО "Метрогипротранс" Николай Шумаков также приветствовал выход книги, отметив, что метрополитен является символом не только Москвы, но и всей России. Он посвятил свое выступление возрождению традиций архитектуры метро, восстановлению старых и строительству новых станций, рассказ о которых, выразил уверенность Шумаков, может войти во второй том книги.
Заместитель руководителя управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) Министерства культуры РФ, научный рецензент книги "Музы московского метро" Юрий Годованц подчеркнул, что московское метро – это не просто транспорт, это постоянно действующий музей, доступ к которому имеет каждый. "Сфотографировать его "экспонаты" также могут все, но сделала это именно художница Мария Вальдес, за что ей хочется сказать огромное спасибо", отметил Годованц.
Представитель ЮНЕСКО в России Бадарч Дендев отметил, что на сегодняшний день в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО внесено 23 российских объекта, еще 26 находятся в предварительном списке. "Я думаю, что московское метро имеет мировое значение, являясь выражением творческого гения человечества. Поэтому вы делаете правильное и нужное дело, и мне хочется пожелать вам успеха", заявил Дендев.
Автор книги, московская художница Мария Вальдес рассказала, что она рассматривает эту книгу как начало большого проекта. "В нашей стране прошла целая советская эпоха, и многие ее памятники были уничтожены, заброшены. А это памятники глобальные, представляющие огромную ценность для всего человечества. Но когда это поймут, может быть уже поздно. И хочется, чтобы книга стала началом признания не только метро, но и других объектов советской эпохи культурным наследием ЮНЕСКО", сказала художница.
В заключение Николай Левичев заявил, что книга, помимо всего прочего, является выражением любви и уважения к Москве. Отметив, что в зале присутствуют представители ряда общественных движений, которые вместе с партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступили против принятия Генерального плана Москвы, Николай Левичев рассказал, что мэрия Москвы под смехотворным предлогом отказала московскому отделению партии в проведении пикетов напротив мэрии против подписания мэром Генплана. "Однако мы считаем, что еще не все потеряно. Мы хотели провести пикеты у памятника Юрию Долгорукому, который правой рукой показывает на огромный рекламный щит, где написано: "Настало время". Время, действительно, настало", подчеркнул парламентарий.