О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Сергея Миронова на Международной конференции "Климат как политика"

29 апреля 2010

 см. также ↓

Выступление Председателя Совета Федерации, Председателя партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергея Миронова на Международной конференции "Климат как политика":

– Уважаемые коллеги!

Тема сегодняшней конференции – "климат КАК политика" – сформулирована не совсем обычно. Некоторые специалисты предлагали другую формулировку: "климат И политика". Но мы хотели подчеркнуть, что сегодня сам климат превратился в большую политику. Именно вокруг климатических проблем разворачиваются ожесточенные политические баталии.

Ни одно заседание Большой восьмерки не обходится без обсуждения угроз и рисков, связанных с глобальным потеплением. Международные конференции по климату также проходят на самом высоком уровне, причем нередко сопровождаются политическими интригами и скандалами.

Как вы помните, подписание Киотского протокола растянулось на несколько лет. Это не только экологический, но и политический документ, вскрывший острейшие противоречия между Европой, Соединенными Штатами Америки, Китаем, Индией, развитыми и развивающимися странами. Уже тогда в полную силу прозвучали возражения так называемых "климатических скептиков", считающих, что никакого глобального потепления нет, все это выдумки, и затратные природоохранные меры ни к чему.

Посткиотский процесс также буксует. Конференция по климату в Копенгагене в декабре 2009 года фактически закончилась провалом. Руководители государств поупражнялись в риторике, подписали декларативный и ни к чему не обязывающий документ, который был принят к сведению. Все разъехались, а проблемы остались.

Пока разброс мнений весьма значителен. Например, Евросоюз считает, что сохранение климата должно обеспечиваться введением ограничений на выбросы углекислого газа, а Соединенные Штаты Америки делают ставку на развитие современных технологий. Многие развивающиеся страны настаивают на том, чтобы вести дальнейшие переговоры на основе Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году. Напомню, к Киотскому протоколу не присоединились ни Соединенные Штаты Америки, ни Китай.

На слайде показан отрыв Китая и США от всех остальных стран по выбросам углекислого газа. Это и объясняет их позицию.

Именно поэтому Соединенные Штаты и Китай сегодня говорят, что дальнейшие переговоры необходимо вести не на основе Киотского протокола, а на основе итогового соглашения, достигнутого недавно в Копенгагене. К ним присоединились Бразилия, Индия и ЮАР. Приверженность Копенгагенскому соглашению подтвердили еще 120 развивающихся стран.

Как видим, все попытки решить проблему климатических изменений пока наталкиваются на стену непонимания и национального эгоизма. Причем по этой проблеме возможен раскол традиционных союзников.

После Копенгагена переговоры по климату были продолжены в Бонне в начале этого месяца.

22 апреля закончилась Всемирная конференция по климатическим изменениям и правам земли, которая прошла в Боливии. В ней участвовали более 20 тысяч делегатов из 136 стран мира. Дискуссия велась вокруг возможных альтернатив Копенгагенскому соглашению.

Следующие переговоры в рамках посткиотского процесса пройдут в Мехико в конце нынешнего года. Должен отметить, что уровень разногласий и недоверия между странами настолько велик, что переговорный процесс может вообще остановиться.

Нет единого мнения об изменении климата и в научном сообществе. От чего меняется климат? Об этом можно говорить очень долго. В Копенгагене большой резонанс вызвали заявления об избирательном использовании научных данных по климатическим наблюдениям для подтверждения парниковой теории. Ничего удивительного в этом нет – как только возник конфликт интересов, да еще в глобальных масштабах, начались политические спекуляции.

Понять механизм климатических изменений непросто. Климат – сложнейшая система, с неясными причинно-следственными связями. Сегодня мы не располагаем абсолютно достоверными научными данными о характере наиболее вероятного глобального изменения климата в будущем.

Наверняка можно сказать только одно: в течение последних 20 лет частота аномальных погодно-климатических явлений (очень сильные морозы, удушающая жара, наводнения и засухи, ураганные ветры, торнадо и так далее) резко возросла. Но уже этого вполне достаточно, чтобы понять: возникли новые угрозы и риски, с которыми невозможно справиться традиционными методами борьбы за чистоту окружающей среды. Нужны новые, нестандартные решения. Надо действовать сообща. Климат – трансграничная система, государственных границ он не признает. Хотим мы этого или нет, климатические изменения затрагивают всех людей на земном шаре, независимо от места их проживания.

С другой стороны, совместная работа по решению климатических проблем может способствовать и политической консолидации.

В чем причина перехода дискуссии об антропогенной природе климатических изменений из научной плоскости в политическую?Почему, в частности, именно углекислый газ "назначен" виновным в глобальном потеплении? Ведь по "парниковости" он в три раза уступает парам воды. Ответ очевиден: управление выбросами углекислого газа – это управление промышленным ростом и потреблением. Существует взаимосвязь: чем быстрее развивается страна, чем выше доходы населения, тем больше выбросов. Таким образом, заботясь о климате, можно поставить под контроль экономику отдельных регионов и стран.

Некоторые страны уже начали активно прибегать к "углеродному протекционизму".

В Великобритании, например, ввели углеродную маркировку, что подталкивает потребителей к покупке товаров местного производства.

Евросоюз опубликовал "черный список" авиакомпаний, которым предписано с 1 января 2010 г. приступить к уменьшению количества вредных выбросов. В список наряду с Lufthansa и Alitalia попал и наш "Аэрофлот". В противном случае эти компании окажутся под угрозой запрета полетов над Европой.

В Соединенных Штатах Америки разработан законопроект Ваксмана-Марки о пограничных углеродных налогах. Законопроект поддержан американскими промышленниками. Налог должен устранить ценовое неравенство, возникающее при масштабных инвестициях в сокращение выбросов.

Мы все уже не раз были свидетелями, как СМИ и политики создавали вокруг естественного природного явления всепланетный ажиотаж. А бизнес всегда будет извлекать выгоду из любого ажиотажа и "подогревать" его.

Уже известно, что в выигрыше от предыдущей климатической эпопеи с озоновыми дырами остались некоторые исследователи, получившие премии и финансирование, а также компания "ДюПон", ставшая монополистом в производстве "озонобезопасных" веществ и получившая на организацию их производств хорошие деньги.

Аналогичная тенденция просматривается и вокруг версии "парникового эффекта".

Теперь о России.

До последнего времени системный государственный подход к исследованиям климата и последствий его изменения у нас отсутствовал. Был набор слабо связанных между собой проектов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, либо в рамках международного сотрудничества.

В декабре 2009 года была принята Климатическая доктрина Российской Федерации и появилась надежда, что климатическая политика страны станет системной и последовательной.

17 марта этого года состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О мерах по предотвращению угроз национальной безопасности в связи с глобальным изменением климата". Были проанализированы реальные угрозы устойчивому развитию страны, включая угрозы обороноспособности, экономике, энергетике, состоянию окружающей среды, жизни и здоровью населения.

Совет Безопасности не дал однозначной оценки направления климатических изменений. Страна должна быть готова к любому развитию событий. В 2009 году у нас зарегистрировано 385 опасных гидрометеорологических явлений, нанесших серьезный материальный ущерб. И далеко не все из них были связаны с глобальным потеплением.

Изменение климата может привести к серьезному сдвигу в ресурсной обеспеченности государства, существенно изменить сложившийся образ жизни миллионов наших граждан.

Возможны и серьезные межгосударственные конфликты, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей и биоресурсов, питьевой воды и так далее.

В 2011 году начнутся работы по созданию многоцелевой космической системы "Арктика", которая будет проводить глобальный гидрометеорологический мониторинг всего арктического региона, от которого во многом зависит климат планеты. Зарубежных аналогов этой системы пока нет.

Хотел бы обратить внимание на социальные последствия изменений климата для российских регионов. Этим вопросам сегодня посвящена работа одной из секций. Весьма возможно, к примеру, усиление миграции. Может возрасти число климатических беженцев. Необходимы новые подходы к инфраструктурному обеспечению жизнедеятельности в городах, новые решения в области здравоохранения и экологии. Мы должны подготовить продуманные системные решения по всему кругу этих вопросов.

Вернусь к проблемам международного сотрудничества. Большое внимание климату уделяет Социалистический интернационал. Входящие в него партии считают, что решение климатической проблемы должно происходить на основе стратегии устойчивого развития, которая меняет саму философию отношения человека к окружающей среде. Главное в этой стратегии – достижение баланса между развитием экономики и сохранением природы.

Устойчивое развитие подразумевает сокращение социальных противоречий, повышение общественной солидарности, более справедливое распределение благ, разумные ограничения потребления, сохранение культурного многообразия. Все это благоприятно сказывается на снижении экологических рисков.

Комиссия Социалистического интернационала по устойчивому развитию мирового сообщества, в работе которой я принимаю непосредственное участие, сформулировала основные задачи по снижению антропогенного воздействия на природу. Назову три основных.

Первое. Развитые страны должны активно делиться с развивающимися странами передовыми технологиями. Эта задача была поставлена еще в Киотском протоколе. Но надо идти дальше. На наш взгляд, наиболее подходящим институтом по распространению и передаче природосберегающих технологий является Организация Объединенных Наций.

В настоящее время успешно работает Информационно-координационный центр Рамочной конвенции ООН об изменении климата по вопросам передачи чистых и энергосберегающих технологий.

Всемирный банк также объявил о решении создать Фонд чистых технологий для помощи развивающимся странам в борьбе с изменением климата.

Комиссия Социнтерна предлагает в рамках ООН создать международный фонд накопления и внедрения экологически безопасных технологий, куда могли бы свободно обращаться все, кто готов распространять и внедрять экотехнологии: от ученых и изобретателей до предпринимателей и экологов.

Второе. Необходимо активно вовлекать в защиту природы все гражданское общество. Говоря словами выдающегося математика и философа Норберта Винера: "Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении".

Политические партии и общественные организации могут и должны активно формировать массовое экологическое сознание.

В создании кодексов экологической этики, в маркировке и сертификации продукции могли бы также участвовать некоммерческие организации.

Третье. В рамках стратегии устойчивого развития возможно создание системы международной климатической безопасности, включающей:

  • глобальный мониторинг и прогнозирование климатических изменений;

  • единую международную службу спасения;

  • глобальную систему накопления и распределения резервов;

  • международные механизмы страхования климатических и экологических рисков.

И последнее.

Участие России в решении глобальных климатических проблем на международном уровне должно осуществляться с учетом ее географических и природных особенностей. В частности, необходим учет эмиссии кислорода, производимого российскими лесами.

Мы должны принимать на себя только те международные обязательства, которые учитывают возможности и конкурентоспособные преимущества отечественной экономики и отвечают задачам модернизации.

Считаю, что Россия могла бы выступить с инициативой принятия Международной конвенции по экологической безопасности.

Целесообразно также создать на базе одного из российских научно-исследовательских институтов Международный центр изучения климата, подобный Объединенному институту ядерных исследований в Дубне.

Задач много, и решение их не терпит отлагательств. Проблемы изменения климата касаются всех нас. И полагаться в их решении только на институты власти нельзя. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча объединит усилия ученых, политиков и общественных деятелей по сохранению нашего общего дома – планеты Земля.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International