Елена Вторыгина об изменении процедуры направления несовершеннолетних в закрытые воспитательные учреждения
см. также ↓Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 326124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа". С содокладом от Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей выступила Елена Вторыгина:
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона № 326124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа".
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также их пребывания в указанных учреждениях.
В соответствии с действующим законодательством в учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести, освобождены судом от наказания и помещены в учреждения закрытого типа в целях их исправления.
Законопроектом предусматривается, в том числе возможность помещения в учреждения закрытого типа несовершеннолетних, осужденных за совершение тяжких преступлений и освобожденных с судом от наказания в соответствии с действующим уголовным законодательством. Таким образом, указанным законопроектом приводятся в соответствие положения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следует учесть, что помещение несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ не является наказанием, а является мерой воспитательного воздействия. Не случайно специальные учреждения закрытого типа находятся в ведении органов управления образованием, а не исполнения наказания.
Напомню, что сегодня к учреждениям закрытого типа относятся специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В последние помещаются дети со ограниченными возможностями здоровья или имеющие определенные заболевания. В целях расширения возможностей реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния, законопроектом предлагается создавать в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа специальные (коррекционные) классы (группы) для таких несовершеннолетних.
Законопроектом предлагается также регламентировать порядок проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, для решения вопроса о возможности их помещения в специальное учреждение в случае, если несовершеннолетние или их законные представители не дали согласия на проведение такого освидетельствования, т.е. определяется не только порядок обращения в суд должностных лиц, но и сроки принятия судьей соответствующего решения.
Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего с целью установления наличия или отсутствия у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учреждении, будет проводиться в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего будет представляться в суд с материалами уголовного дела.
Законопроектом предлагается также дополнить перечень материалов, предоставляемых в суд для приятия решения о помещении несовершеннолетнего в Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, содержащим рекомендации по оказанию помощи ребенку, определению форм его дальнейшего обучения и воспитания на основе исследования особенностей личности несовершеннолетнего. При этом, следует отметить, что при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо будет определить основания и порядок проведения данного комплексного обследования несовершеннолетнего.
Нуждается в дополнительном обсуждении также положение законопроекта, предусматривающее помещение несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа "на три года, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет". В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетний может быть помещен в указанные учреждения "до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года". То есть в настоящее время предусмотрена возможность помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на срок меньший, трех лет.
Законопроектом предусмотрена возможность досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в учреждениях закрытого типа. Данный вопрос должен рассматриваться 1 раз в полгода.
Вместе с тем, в соответствии с международными стандартами, а именно Минимальными стандартными правилами Организации Объединенный Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, "любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей должны быть всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами", то есть "реакция на действия молодых правонарушителей должна основываться на учете не только тяжести правонарушения, но и особенностей их личности".
Действующее российское законодательство предусматривает дифференциацию срока помещения несовершеннолетних в учреждения закрытого типа в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в зависимости от степени общественной опасности преступления, совершенного несовершеннолетним, и особенностей его личности.
В предложенной редакции законопроекта в учреждения закрытого типа могут быть помещены на три года как несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, так и несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, т. е. в силу эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости не могли осознавать характер и степень общественной опасности совершенного деяния.
Вместе с тем, по мнению Комитета, все высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
В целом, принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию прав несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода, при помещении их в специальное учреждение и проведении индивидуальной профилактической работы с ними в указанном учреждении.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (соисполнитель) поддерживает законопроект в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
От законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законопроект поступило 26 положительных отзывов, от исполнительных – 47.
На основании изложенного, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.