Николай Левичев: На выборах у партии власти будет 30–35%, если убрать все нарушения
Интервью "Новой газете"
Андрей Липский, Дмитрий Муратов, 07 апреля 2010
см. также ↓Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Госдуме, оказавшись в "Новой газете", не скрывал в разговоре с нами ничего. Похоже, наступило время, когда это уже и сделать-то почти невозможно
Что делать с прогульщиками в Госдуме? Как ответить на прозвучавшую на днях президентскую критику этого явления?
Проблема здесь глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Законы, которые по рекомендациям комитетов идут на отклонение, ставятся на конец дня. И депутатам фракции "Единая Россия", чтобы их "завалить", не надо даже шевелить пальцем и нажимать кнопки. Зачем людям сидеть в зале, если даже в этой простейшей процедуре они не задействованы?
Депутаты, подчиняясь партийной дисциплине, лишены возможности голосовать самостоятельно. Какие бы яркие и убедительные аргументы ни высказывались на заседаниях, на волеизъявление депутатов фракции большинства это не влияет. Люди, даже если они душой и сердцем понимают, что делают не богоугодное дело, все равно вынуждены подчиниться решению, принятому накануне президиумом фракции. Пребывание в зале делается бессмысленным. Если бы зал пленарных заседаний был местом для дискуссий, если бы каждый депутат принимал ответственное решение самостоятельно, выслушав аргументы всех сторон, уверяю вас, этот зал был бы полон.
В нынешней Госдуме четыре партии. Доминирует, как известно, одна. Есть ли в нынешнем парламенте России хоть какие-то остатки плюрализма? Которого, как, впрочем, и демократии, официально никто в стране не отменял?
Плюрализм в нынешней Госдуме сегодня заключается лишь в возможности перед утренним заседанием выйти на трибуну и в течение пяти минут "выполнить миссию оппозиции", сказав вслух то, что все и так знают. Вот и весь плюрализм. Все остальное находится в рамках формулировки, может быть, подсознательно, но все-таки высказанной в свое время первым вице-спикером Думы Олегом Морозовым. Сразу после распределения постов председателей комитетов он произнес отточенную фразу: "Единая Россия" должна доминировать во всех процессах, происходящих в Государственной думе". Чем они с тех пор с успехом и занимаются. Начиная с распределения кабинетов и автомобилей, участия в комиссиях и делегациях и кончая тем, как распределялись депутаты по комитетам Госдумы. Отвлекусь в прошлое. Когда мы после выборов получили квоту в два комитета и предложили своих кандидатов, которые по уровню компетентности могли претендовать на места их председателей, мы получили Комитет по науке (его возглавил академик Валерий Черешнев) и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (его возглавила Елена Мизулина). Первоначально в Комитет по науке записалось человек семь. Сам Черешнев, я, академик Алферов и еще один депутат от коммунистов. А от ЕР оказалось всего трое, то есть меньшинство. Они посмотрели на это дело и добавили из своего "резервуара" еще троих для обеспечения большинства. Вскоре Зюганов из Комитета по образованию перешел к нам в комитет. Тогда "Единая Россия" добавила еще несколько человек, введя должность еще одного зама, которым стал Игорь Игошин, срочно переброшенный из Комитета по бюджету.
Наша фракция готовит много законопроектов, больше всех в расчете на одного депутата. Судьба их, как правило, двояка: либо их быстро отвергают, а через несколько месяцев вносят как инициативу "Единой России" или правительства, либо пускают по "большому кругу" и фактически маринуют, пока не придет какой-то момент. Поэтому стать автором закона удается только тогда, когда политический нюх позволяет выбрать правильную нишу. Я, например, смог стать автором четырех законов, которые касаются важных, но частных вопросов. Все более серьезное это поле борьбы единороссов за то, чтобы не отдать приоритет коллегам по Госдуме.
Выглядит странно, когда фракция правящей партии голосует сначала против ограничения тарифов естественных монополий и сразу после этого создает комиссию, которая должна в регионах цены естественных монополий ограничить. Где здесь популизм, а где государственная воля? Ведь понятно, что "Единая Россия" все это делает не сама. При этом мы помним, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ как раз голосовала за ограничения тарифов естественных монополий.
Наверное, так оно и есть, как вы сказали. Всем понятно, что с тарифами естественных монополий забежали слишком далеко, но принять закон, подготовленный СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ это проще застрелиться. Так же, как, скажем, признать поражение на выборах в муниципальном округе "Автово".
Кстати, об "Автово". Как вы думаете, почему мартовские выборы прошли все-таки почище, чем прошлогодние октябрьские?
Просто некоторые люди, отвечающие за выборы и их итоги, почувствовали границу дозволенного. После московского беспредела был демарш партий, затем Госсовет, на котором президентом были посланы определенные месседжи губернаторам.
На этих выборах уже не было того, что было в Москве, когда бюллетени никто толком и не считал, и в протоколы вписывали то, что было нужно. Поэтому тогда и получилось у "Единой России" 66%. Карусели, давление на кандидатов, агитация в день выборов, открепительные талоны, досрочное голосование все это в марте было, как всегда, и с помощью этих "привычных" нарушений выборы дают партии власти 40 45%. Если и это все убрать, то у них будет процентов 30 35.
Ну хорошо, вы выступили против особо вопиющих нарушений. А что дальше, ведь избирательный процесс надо очищать от всего, что дает незаслуженные преимущества одной партии.
А это и есть политическая борьба, ежедневная, ежечасная. В виде поправок в законодательство, в форме тренажа однопартийцев. Например, в Калужской области губернатор прямо говорил, что "больше 3% мы вам не дадим". Поэтому туда приехали наши наблюдатели из других регионов. И мы набрали больше 8%. А если бы было по-честному, получили бы 12 15%. Если взять голосование по Калуге и Обнинску, то у нас там высокие показатели. А в сельских районах явка была за 70%, а голосов за "Единую Россию" от 60 до 75%. Вы в это верите? Понятно, где они набирают голоса. Но пока многопартийность в одном отдельно взятом российском селе можно представить с трудом.
Более четкая, более оппозиционная позиция партии отразилась на результатах выборов?
Отразилась, но были и другие факторы. Вот есть положение о равном доступе парламентских партий к телересурсу. По крайней мере на канале "Россия". Что мы видим? Подводились итоги за февраль. Впервые за время с 1 сентября у СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ возник дефицит в 8,5 минуты. А в марте за 10 дней до голосования ни меня, ни Миронова фактически не было в эфире. Меня выпускают на госканалы, только если я комментирую президентский закон, аргументрируя, почему мы его поддерживаем. Как правило, это законы, касающиеся демократизации политической системы или, например, о госпомощи некоммерческим организациям социальной направленности. Это на экран попадает. Если говоришь что-то по принципу: с одной стороны, с другой стороны, то в эфир безошибочно попадает только то, что "с одной стороны". И возникает дилемма. Если мы с Мироновым попадаем в эфир, то это своего рода сигнал административному ресурсу: показывают по телевизору, значит, это вроде такая политическая легализация. И мы оказываемся между Сциллой и Харибдой: можно занять более критичную позицию, но тогда о ней станет известно гораздо более узкому кругу людей. Остаются собственно партийные агитационные материалы, молва, интернет, блогосфера. Если мы хотим использовать "выстрел" первого и второго каналов, то вынуждены находить такие словосочетания, которые бы вписывались в их информационную политику.
Представители многих оппозиционных партий и движений считают, что если они получат все, что им положено на телевидении (чуть ли не по секундам), то они получат необходимый ресурс для политической деятельности. А статистика показывает, что значительная часть активных, думающих избирателей не смотрит новостные программы основных каналов. А интернет стал мощным медиаусилителем.
Все это так. Но мне также понятно, что при реальной явке на голосование в 25% (остальные пригоняются) из активных пользователей интернета придет в лучшем случае лишь десятая часть. С другой стороны, сразу после избрания Обамы мы у себя в институте "Справедливый мир" сделали презентацию того, как работал его штаб. А месяца через два приняли участие в мировой телеконференции, где выступал руководитель его штаба. Но на нашу почву их опыт не переносится. Потому что в российских условиях собрать деньги на избирательную кампанию через интернет невозможно. У нас нет ни законодательства, ни механизмов. А ключевым моментом у Обамы была именно возможность зафиксировать личную сопричастность людей к его победе. Но мы в этом направлении думаем. Пока при росте влияния интернета более влиятельным средством массовой информации у нас является молва. В этом смысле интернетчики это агенты влияния. Приходится рассчитывать не только на то, что они общаются с компьютером, но об этом своем общении еще многим и рассказывают. И волны, которые от них расходятся, иногда доходят до тех людей, которые ходят на выборы.
Источник: Новая газета