Пресс-конференция, Интерфакс
13 января 2010 г.
Введение
Необходимость реформы МВД России диктуется следующими обстоятельствами:
Снижение доверия населения.
По данным социологических опросов за 2008 г., только 40% пострадавших обратилось за помощью к милиции, 60% опрошенных не сообщили о противоправных действиях в отношении них.
Увеличение преступлений среди самих стражей порядка, в том числе резонансных.
По информации Департамента собственной безопасности МВД России, в 2009 г. увеличилось на 20% количество уголовных дел, возбужденных за совершение должностных преступлений. Число всех зарегистрированных противоправных деяний, совершенных милиционерами, выросло на 14% (за 10 месяцев более 77 тыс. правонарушений). При этом самый большой рост нарушений отмечен среди руководителей милицейских подразделений различного уровня 22% (более 6,6 тыс. человек).
Рост числа погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников МВД. При этом отсутствуют законодательно закрепленные достойные социальные гарантии семьям погибших [1].
В то же время законодательно не предусмотрено решение жилищных проблем, медицинского, санаторно-курортного обеспечения семей погибших сотрудников органов внутренних дел.
Все выплаты и компенсации семьям погибших находятся в зависимости от состояния регионального и муниципального бюджетов.
Массовое нарушение установленных запретов для сотрудников внутренних дел (занятие коммерческой деятельностью, использование служебного положения в личных целях и т.д.).
Формирование подразделений внутренних дел по кланово-этническим принципам.
В национальных республиках (особенно в Северо-Кавказском регионе), столичных регионах (ЮВАО г. Москвы) отмечаются факты образования "национально-этнических", "земляческих" подразделений органов внутренних дел.
Избыточность полномочий.
По подсчетам специалистов, более 100 полномочий МВД напрямую не относятся к охране правопорядка: например, контроль за миграцией, техосмотр автотранспорта, выдача и обмен паспортов и т. д.
Дублирование функций.
Например, противодействием наркомафии занимаются милиция, ФСБ России и Госнаркоконтроль. Как сообщают эксперты, между этими структурами нет налаженного обмена информацией, а порой происходит и утечка секретных сведений. Распыляются силы и государственные средства.
Вопросами организации дорожного движения, контролем и взиманием штрафов занимается 6 ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион России. При этом качество и состояние дорог вызывает все больше нареканий, увеличивается количество ДТП из-за плохого дорожного покрытия; сама организация дорожного движения, особенно в крупных мегаполисах, не выдерживает никакой критики.
Установление плановых показателей для оценки работы сотрудников подразделений МВД России; противоречивая и излишняя система отчетности.
По утверждению Министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева, в МВД России от "палочной системы отчетности" отказались еще в 2005 году.
Если она и осталась, то только в некоторых региональных органах внутренних дел. Глава милицейского ведомства пообещал, что "за подобную деятельность некоторые руководители будут освобождены от занимаемых должностей" [2].
Неадекватное материальное вознаграждение и система льгот за службу, связанную с риском для жизни и здоровья.
Низкий морально-этический и профессиональный уровень сотрудников.
Противоречивость и многочисленность внутриведомственных правовых актов.
Необходимость обновления законодательства об органах внутренних дел [3].
Предложения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по реформированию МВД России
(основные положения)
Основной идеей реформаторской концепции должен стать не революционный, а эволюционный путь реформирования системы органов внутренних дел.
I. Принять федеральный закон "О правоохранительной службе в Российской Федерации" [4].
Концептуальной основой нового закона могли бы стать следующие положения:
1. Первоочередные задачи органов внутренних дел защита прав и свобод граждан от преступных посягательств, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
2. Законодательное закрепление правовых механизмов парламентского и общественного контроля деятельности органов внутренних дел.
Такими механизмами могли бы быть ежегодные доклады Министра внутренних дел Российской Федерации Федеральному Собранию о деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в стране и аналогичные процедуры в субъектах Российской Федерации. При резонансных преступлениях сотрудников милиции возможно применение правовых механизмов парламентского расследования, в том числе на региональном законодательном уровне.
Необходимо расширить сеть общественных советов при подразделениях внутренних дел муниципального и регионального уровней. Координацию их работы можно было бы поручить Общественной палате Российской Федерации.
3. Установление правового статуса служащего правоохранительной службы.
Необходимо расширить перечень действующих запретов для сотрудников органов внутренних дел.
Предусмотреть, что основанием для увольнения из органов внутренних дел без права восстановления могут быть: предоставление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе; совершение проступка, дискредитирующего авторитет правоохранительного органа (пьянство, наркомания, аморальное поведение); систематическое нарушение служебной дисциплины; занятие деятельностью, не совместимой с должностью сотрудника органов внутренних дел; коррупционное правонарушение; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; вступление в законную силу обвинительного приговора суда или прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Крайне важно упростить процедуру увольнения скомпрометировавших себя сотрудников, максимально предоставив право руководителям всех уровней системы МВД принимать такие решения. Это исключит возможность длительного "хождения" по судебным инстанциям исков в отношении тех сотрудников, которые оспаривают принятые к ним меры дисциплинарного воздействия.
Компенсация системы запретов и ограничений гарантированным государством материально-социальным пакетом.
Необходимо предусмотреть:
обеспечение постоянным жильем служащих правоохранительной службы (в том числе механизм льготного ипотечного кредитования, заключающийся в частичном погашении кредита на приобретение жилья государством как поощрение за добросовестную и безупречную службу) или служебным жильем (с передачей его в собственность после окончания службы). Льготная (специальная) ипотека должна предусматриваться для тех, кто честно прослужил 3-5 лет. Выдача кредита на 25 лет. Через 5 лет честной службы после получения кредита погашается 25% его суммы, через 10 лет 50%, через 15 лет 75%, 20 лет-100%;
оплату проезда служащего и членам его семьи к месту проведения отпуска и обратно один раз в год (в настоящее время 1 раз в 2 года);
возможность возвращения сотрудникам милиции права бесплатного проезда на городском (областном) общественном транспорте;
установление практики выходного пособия, предусматривающего при условии полного исполнения положений контракта выплату жалования за последние 5 лет службы;
увеличение предельного возраста пребывания на службе на 5 лет (по аналогии с прокуратурой5);
право на профессиональную переподготовку по гражданской специальности перед окончанием службы или увольнением по организационно-штатным мероприятиям;
преимущественное право на поступление в государственные образовательные учреждения.
4. Конкурсный порядок отбора кандидатур на должности правоохранительной службы.
Одним из условий приема на службу в правоохранительные органы должно стать обязательное прохождение испытательного срока (не менее 6 месяцев) и наличие рекомендации-направления с предыдущего места работы (службы) или учебы. Аналогичные рекомендации-направления должны быть обязательны и для абитуриентов, поступающих в милицейские образовательные заведения.
5. Контрактная основа служебных отношений.
6. Периодическое повышение квалификации (не реже одного раза в 3 года).
7. Антикоррупционные меры:
обязательная ротация руководителей территориальных органов внутренних дел по истечении 5 лет пребывания в должности;
в должностных регламентах сотрудников милиции должно быть установлено правило: если страж порядка одет в форменную одежду он находится на службе, следовательно, не может пройти мимо правонарушений или отказать в помощи гражданам. На одежде сотрудника милиции должна размещаться идентификационная информация о его личности (фамилия, имя, подразделение, звание);
правовые механизмы проверки не только порядка декларирования сотрудниками МВД России своих доходов и собственности, но и соответствия их реального состояния декларируемому. В законодательном порядке должны быть определены меры ответственности за ложную информацию, изложенную в декларации о доходах.
В результате служба в милиции должна реально стать одним из видов государственной службы.
II. Реформировать российскую милицию, преобразовав ее в федеральную полицию. Законодательно установить право создания на местном уровне муниципальной милиции, руководство которой будет избираться населением и отчитываться перед ним.
Федеральным законом установить исчерпывающий перечень полномочий муниципальной милиции, в состав которого будут входить только функции связанные с охраной общественного порядка.
III. Принять закон "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Закрепить в законе институт добровольных общественных помощников милиции (дружинников), определив их правовой статус.
IV. Считать совершение преступления сотрудником правоохранительных органов отягчающим обстоятельством.
V. Внести изменения в Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Ввести обязательное прохождение всеми сотрудниками милиции психо-физиологического тестирования не реже одного раза в три года. Воссоздать в системе МВД психологическую службу.
VI. Выработать и законодательно закрепить основные критерии оценки эффективности работы органов внутренних дел. Исключить в этих критериях цифровые (статистические) показатели.
Установить в качестве основного критерия фактическое состояние правопорядка по опросам местного населения.
Исключить дисциплинарную ответственность сотрудников МВД России за так называемые "плохие" статистические показатели и, наоборот, ввести такую ответственность за утаивание достоверной информации.
VII. Реформировать систему образования МВД [6]. Сократить общее количество ВУЗов и ориентировать их на программу бакалавриата и подготовку "полицейских", способных эффективно решать правоохранительные задачи по обеспечению безопасности граждан.
Внести поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части упорядочения правового положения милицейских колледжей. Предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации создавать по согласованию с МВД России милицейские колледжи.
VIII. Изменить системы оплаты труда и пенсионного обеспечения сотрудников МВД. Основой денежного довольствия должны быть оклады по должности, воинскому званию, надбавка за выслугу лет.
Количество дополнительных надбавок необходимо сократить до 2-3-х.
Пенсия должна рассчитываться исходя из денежного содержания и выслуги лет.
Эти изменения должны быть закреплены законодательно.
IX. Решить проблему технического оснащения МВД.
Резко повысить техническую оснащенность всех видов деятельности сотрудников милиции.
В целях содействия правоохранительным органам и повышения безопасности граждан законодательно обязать собственников объектов, представляющих потенциальную опасность, включая объекты проведения публичных мероприятий, оборудовать их необходимыми техническими средствами.
X. Устранить дублирование полномочий различными правоохранительными структурами.
Восстановить прокурорский надзор за предварительным следствием.
XI. Исключить избыточные полномочия органов внутренних дел.
XII. Сохранить департамент обеспечения правопорядка на транспорте.
XIII. Создать единую вертикаль общероссийской структуры ГИБДД, ликвидировав подчиненность ее региональных подразделений милиции общественной безопасности, а по сути губернаторам.
XIV. Для поднятия престижа и имиджа сотрудника милиции сформировать социальный заказ представителям творческой интеллигенции на создание художественных, документальных и публицистических произведений. освещающих деятельность сотрудников правоохранительных органов, с честью выполняющих свой служебный долг.
[1] Законом Российской Федерации "О милиции" в случае гибели сотрудника милиции при исполнении служебных обязанностей предусмотрен перечень мер материальной поддержки семей погибших.
[2] "Разговор с Министром" на радио "Милицейская волна" от 16 декабря 2009 г.
[3] В настоящее время на сотрудников органов внутренних дел распространяются положения Трудового кодекса Российской Федерации о продолжительности рабочего времени, предоставлении компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, льготах обучающимся в учебных заведениях по заочной или вечерней форме и т.д., что зачастую приводит к противоречивым ситуациям из-за особого порядка несения правоохранительной службы.
[4] С 2007 г. законопроект находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
[5] В ноябре 2009 г. Государственная Дума приняла во втором чтении поправки в закон "О прокуратуре" 06 увеличении предельного возраста нахождения на службе прокурорских работников с 60 до 65 лет, а при заключении договора о продлении службы до 70 лет. Продление срока службы будет осуществляться по медицинским показателям.
[6] В настоящее время в МВД насчитывается 46 вузов, в которых обучается 80 тысяч слушателей и курсантов. Через 5 лет после окончания учебы на службе в МВД остается менее 50 процентов.