Сергей Миронов: Практика назначения альтернативных наказаний должна быть защищена от коррупционного давления
см. также ↓Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы". Новый закон, принятый Государственной Думой 16 декабря 2009 года и одобренный Советом Федерации 25 декабря 2009 года, вводится с 10 января 2010 года.
Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания и места работы или учебы, на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, на нахождение вне места жительства в течение определенного времени суток, на посещение определенных мест, в том числе мест проведения массовых мероприятий, а также в возложении судом на осужденного определенных обязанностей.
Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.
Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
Введение нового вида наказания прокомментировал Председатель Совета Федерации, лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов:
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ приветствует очередной очень важный шаг в реформе уголовно-исполнительной системы, связанный с введением нового вида наказания – ограничения свободы.
Более глубокая дифференциация уголовных санкций призвана привести к тому, чтобы исправительная система начала действительно исправлять оступившихся людей, а не тиражировать преступность, как это было на протяжении десятилетий. Совершенно оправдано ужесточение наказаний за наиболее тяжкие и опасные для общества преступления. Но также оправдано и более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы, для людей, совершивших незначительные преступления. На свободе такие правонарушители будут пополнять муниципальную казну, отрабатывая штрафы на исправительных работах, да и тюрьма не оставит на них свой жестокий отпечаток.
Но положительные эффекты новшества могут быть перечеркнуты, если практика назначения альтернативных наказаний не будет защищена от коррупционного давления. Если либерализация уголовно-исполнительной системы обернется возможностью для криминала покупать мягкие приговоры, это нанесет мощный удар по престижу государства и затормозит давно назревшие преобразования в этой сфере. Допустить такого развития событий никак нельзя.