О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Что такое Социнтерн?

Социалистический интернационал. Справка

01 августа 2007

Социалистический интернационал (СИ) в том виде, в котором он существует сегодня, родился во Франкфурте в 1951 г. Однако международное рабочее движение имеет более глубокие корни. Его история сама по себе захватывающая, ее часто неверно истолковывают, но она поучительна и сегодня. Поэтому стоит напомнить некоторые факты и кратко проанализировать их.

I Интернационал. Международное товарищество трудящихся родилось вроде бы случайно, но в значительной степени по необходимости. Случайной была встреча английских и французских делегаций в Лондоне в 1862 г. Необходимость вытекала из обстоятельств, при которых сочетались исключительная жестокость условий труда, отсутствие правовой защиты, репрессии по отношению к профсоюзам, то есть из ситуации, в которой не было равновесия сил и рабочие оказались в крайне тяжелом положении. Маркс, хотя и был вначале настроен скептически, оказал влияние на I Интернационал. Именно он объявил о его создании, составил Учредительный манифест и заложил основы его организации на централистских началах, (ежегодный конгресс, политические директивы...). Маркс оказался в центре конфликта, касающегося целей организации. Это объясняло непродолжительность ее жизни: конфликт с Прудоном по вопросу классовой борьбы и революции; конфликт с Бакуниным по поводу автономии партий. Добавим к этим идеологическим конфликтам войну 1870 г. и репрессии, обрушившиеся на рабочие партии после Парижской коммуны во Франции, Германии и Австрии, и станет ясно, почему I Интернационал просуществовал всего 12 лет.

II Интернационал стал предтечей современного СИ. Он выступил за 8-часовой рабочий день. Этот призыв был подхвачен по всему миру. II Интернационал отличался от первого двумя качествами: с одной стороны, он уже задумывался не как всемирная партия, а лишь как место дискуссий и встреч; с другой – он стремился перешагнуть европейские границы и наладить связи с другими континентами или, по крайней мере, с отдельными странами. Но в нем начались серьезные расколы: по вопросу участия Мильерана в правительстве, идеологический конфликт по поводу идей Бернштейна. Как и его предшественник, II Интернационал распался из-за начала Первой мировой войны.

Период между двумя войнами не был отмечен особыми событиями. Большое значение имел раскол социалистического движения усилиями коммунистов, создание III Интернационала и, как следствие, провал поиска промежуточного пути, символом которого стала группировка, известная как "Интернационал 2,5". В этот период проявилась ограниченность Социалистического рабочего интернационала (IOS), который не смог воспрепятствовать подъему фашизма.

Из этой истории можно извлечь два урока. Первый – рабочий интернационализм полезен, и не случайно, его международная организация существовала почти 100 лет, начиная с 1864 г. Само ее существование и лозунги были мощным рычагом в борьбе за защиту прав трудящихся в мире.

Второй состоит в том, что, несмотря на глубокие различия между Международным товариществом рабочих, II Интернационалом и Социалистическим рабочим интернационалом, напряженные ситуации, с которыми постоянно сталкивались эти организации, возникали вокруг трех противоречий. Во-первых, между интернациональным призванием организации и национальными интересами партий, которые часто перевешивали. Во-вторых, между необходимостью иметь организацию и стремлением к независимости. Наконец, между целью широкого объединения – географически и политически – и потребностью тесного сплочения и единства. Тот, кто хочет сегодня понять, что представляет собой СИ, не должен забывать эти противоречия.

Современный СИ был вновь основан в 1951 г. во Франкфурте и почти четверть века объединял в своих рядах главным образом европейские партии. Он сыграл полезную роль, противостоя и коммунизму, и капитализму, борясь за деколонизацию, поддерживая испанскую, греческую, португальскую партии, находившиеся в изгнании, расширяя свое влияние в Латинской Америке и Азии. По окончания 16-летнего мандата первого Президента СИ В. Брандта (ФРГ) ему на смену пришел П. Моруа (Франция) (1992-1999 годы), которого сменил А. Гутиереш (Португалия) (1999-2005 годы). Сегодня Президентом СИ является Г. Папандреу (Греция). Европейское движение превратилось в международное: 111 партий были ее членами в 1992 г. Прежде расколотый СИ сегодня объединен гибкой организационной структурой и новой Декларацией принципов, принятой в Стокгольме в 1989 г.

Чему служит Социалистический интернационал?

Чтобы понять чему служит СИ, попробуем сначала избежать двух противоположных, но в равной мере ложных представлений о нем, часто встречающихся в общественном сознании. Первое, СИ отражает ностальгию по прошлому и имеет пирамидальную структуру, диктуя свои директивы партиям-членам. Второе ограничивает СИ ролью закрытого "клуба", где иногда встречаются лидеры мировой социал-демократии.

Первое представление не соответствует в действительности тому, чем были разные Интернационалы, и тем более тому, чем является сегодня СИ. Второе реально существует, и более того, множатся просьбы о приеме в его ряды. Но оба пренебрегают тем, что СИ по своей природе соединяет три характеристики: географическое распространение, идеологическое измерение, политическое призвание.

Это организация, одновременно совмещает свойства ООН – ибо также представлена по всей планете – со свойствами национальной социалистической партии – ибо обладает общими ценностями. Но СИ не является ни тем, ни другим: он более сплочен, чем ООН, которая объединяет государства, а не партии, и менее централизован, чем партия, так как каждый из его членов защищает свои идеи и представляет свою нацию.

Что касается влияния, то СИ – это меньше, чем настоящая политическая партия, но больше, чем простая международная организация. В том, что касается его функций, СИ можно сопоставить с политической партией. Обычно политической партии приписывают три функции: разработка программ, отбор кадров, формирование идентичности. Каждая из них свойственна СИ: разработке программ соответствует дискуссионный форум; отбору кадров – отбор партий-членов; формированию идентичности – создание символов.

Защита ценностей

СИ пытается найти равновесие между потребностью в осмыслении происходящего и необходимостью своевременно откликаться на текущие события. Не пренебрегая ни тем, ни другим, он стремится избегать идеологических заявлений, не соответствующих действительности, или напротив, практиковать беспринципный прагматизм.

Как только происходит событие, требующее отклика от СИ – а это случается по несколько раз в неделю – принимаются коммюнике. Раз в полгода дается анализ проблем и формулируются предложения – в речах, произнесенных с трибуны, или в резолюциях, принятых на заседаниях Совета СИ.

Оригинальность дискуссий, идущих в СИ, заключается в простой идее: одни и те же проблемы участники дискуссий рассматривают с разных точек зрения, чтобы каждый смог интегрировать свою частную ситуацию в общую проблематику. В этих дискуссиях доминируют три главные темы, лежащие в основе идентичности СИ: демократия, развитие, мир. СИ анализирует их, чтобы показать, как эти цели формулируются, почему их нужно постоянно адаптировать к реальности и в какие конкретные предложения они могут воплощаться.

За демократию везде и для всех

Первая битва СИ – это битва за демократию, которая является одновременно целью сама по себе, условием развития и гарантией мира.

Дискуссии, прошедшие сквозь историю. Первые социалисты, от Фурье до Оуэна, разделяли убеждение, которое Маркс подхватил и теоретически обосновал: да – полной демократии, нет – либеральной демократии. А точнее: да – реальной (прямой) демократии, нет – формальной (представительной) демократии. Да – пролетарской демократии, нет – демократии буржуазной. Таким был общий фундамент зарождающегося социалистического движения. Затем постепенно были восприняты парламентские правила игры, но после Октябрьской революции 1917 г. этот вопрос привел к расколу. По одну сторону оказались те, для кого революция и диктатура пролетариата были обязательным условием строительства подлинной демократии. По другую – те, кто считал, что для того, чтобы наполнить смыслом и реально обеспечить провозглашенные права и свободы большинства граждан, нужен долгий путь реформ, чтобы завоевание экономических и социальных прав дополняло и насыщало содержанием политические и юридические права.

История разрешила спор между этими концепциями. Во многих странах выдвигалось требование демократии, основой которой является, прежде всего, проведение свободных и плюралистичных выборов. Демократия шагает с континента на континент, не только становясь определяющим фактором последних лет, но и неся с собой новые вопросы и задачи.

Новые задачи. Парадоксально, но победившая демократия все еще требует защиты в идеологическом плане, поскольку консерваторы продолжают утверждать, что из-за различий в развитии или культуре демократия не везде может укорениться. Иногда, говорят они, нужно авторитарное правление ради достижения ускоренного развития. Теперь эти теории уже не встречают такой поддержки, как 10-20 лет тому назад. Однако значительное число диктаторов в бедных странах все еще используют их и ссылаются в качестве контрпримера на ряд стран Юго-Восточной Азии и даже Китай. Задача СИ – разъяснить, что демократия – это условие, а не следствие развития, она высвобождает энергию, созидательные силы, способствует переменам и инновациям, необходимым для экономического развития. Нужно убедить людей, что помощь развитию будет все больше обусловлена наличием реальной воли для продвижения по пути демократии.

Наряду с этим идеологическим спором существует политическая борьба: сотни миллионов женщин и мужчин все еще страдают от власти диктатур. Роль СИ состоит в том, чтобы усилить международное давление и способствовать скорейшему падению всех диктатур. Существует также практическая борьба: страны, которые в последние годы стали на путь демократии, нуждаются в помощи, в частности, для развития активной гражданской позиции и организации выборов. СИ способствует этому непосредственно или через свои партии-члены.

За стабильное развитие

Вторая великая битва СИ в последние годы – борьба за развитие. К сожалению, масштаб этой проблемы реально не изменился в последние десятилетия и, видимо, она не будет решена еще очень долго. Ситуация ухудшилась, и СИ уверен в необходимости поиска нового курса развитию мира.

СИ помогает осознать, что в последние годы на наших глазах формируется совершенно новый мир. Мир, в котором мобильность капиталов стала тотальной, без границ, без контроля: каждый день на мировых финансовых рынках совершаются операции, стоимость которых равна стоимости товаров и ценностей, которые такая страна, как Франция, производит за год! Мир, в котором обмен товарами значительно либерализован и растет гораздо быстрее, чем национальное производство. Мир, в котором вес транснациональных предприятий, рассматривающих нашу планету как один глобальный рынок, постоянно возрастает, заменяя порой сообщество государств. Наконец, мир, в котором все большее число стран играет активную роль, либо потому, что обладает развивающейся экономикой, как в Азии, либо потому, что в них побеждает демократия, как в Восточной Европе.

Все эти факты характеризует одно слово: глобализация. Глобализация может быть носительницей надежд и прогресса. Но сегодня ее отождествляют – и часто не без основания – с опасностями, риском и неравенством. Неравенства слишком обострились, и недавний доклад ООН по развитию подтверждает это трагическими цифрами: за последние 30 лет доля дохода 20 % наиболее богатых жителей планеты возросла с 70 до 85 % от общемирового дохода. Состояние 358 самых богатых людей в мире сегодня выше, чем годовой доход 45 % самых бедных жителей планеты, то есть 2,6 млрд. человек.

Неравенство обострилось и в богатых странах. Даже в США выросло число бедных, появились люди, которых называют "бедными трудящимися", ибо их зарплата не позволяет им перешагнуть черту бедности. Резко сократились доходы среднего класса, и вместе с тем утроилось число миллионеров. И в богатых странах, и в бедных, безработица достигла неприемлемых размеров. Она охватывает ныне 20 млн. работников в Евросоюзе, 35 млн. в странах ОЭСР и, в общей сложности, 800 млн. по всему миру. Новым в развитии безработицы является то, что она распространилась на многие страны, охватила многие категории трудящихся, и страх перед нею укоренился в сознании людей.

Приведенные ниже в хронологической последовательности данные являются лучшим средством для понимания происходящего.

  • 1971 г.: односторонний отказ США поддерживать конвертируемость доллара по отношению к золоту.

  • 1979 г.: победа "консервативной революции" Рейгана и Тэтчер.

  • 1987 г.: биржевой крах.

  • 1992 г.: кризис европейской валютной системы.

  • 1995 г.: активизация влиятельных социальных движений во Франции.

  • 1996 г.: падение курса валют на нью-йоркской фондовой бирже после объявления о новом снижении безработицы и т.д.

Из этой последовательности дат и фактов следует два заключения. Первое: несправедливость системы сохраняется, а ее жестокость возрастает. Второе: главное, что характеризует систему, это отказ от любой политики сотрудничества и всяких механизмов регулирования. Именно это объясняет логику ее действий. До тех пор пока в мире будет существовать значительный и неизрасходованный потенциал роста, логика рынка будет находиться в привилегированном положении. Краткосрочные цели вытесняют долгосрочные. Будет господствовать финансовая логика, в которой единственными аксиомами будет удовлетворение интересов акционеров, а единственным горизонтом – представление квартальных отчетов.

Перед СИ стоит задача разработки и осуществления альтернативной стратегии, которая не должна быть возвратом к прошлому, так как СИ не является противником технического прогресса или глобализации. В конечном счете, главное – это выявить, как и в интересах кого осуществляется глобализация. А настоящая альтернатива заключается в том, чтобы сделать выбор между переходом на новый путь сверху или снизу; между "диким" разрегулированием системы и новым регулированием; между законом джунглей и цивилизованным законодательством. Традиционно социал-демократические партии многих развитых стран являются сторонниками рыночной свободы. По необходимости многие социал-демократические партии развивающихся стран связывают решение своих проблем с развитием внешней торговли.

СИ отвергает представление о рыночной свободе и не верит в сказку о "свободной лисе" в "свободном курятнике". Он признает, что развитие международной торговли исторически благоприятствовало росту, а периоды депрессии сопровождались протекционистскими мерами. Но СИ хочет, чтобы развитие международной торговли сопровождалось большим ее подчинением правилам, и процесс этот шел не снизу. Но когда развитые страны борются против "демпинга" – социального, экологического, институционального или монетарного – развивающиеся страны видят в этом опасность протекционизма.

В ходе дискуссий выявились основные приоритеты. Первый касается международной валютной системы. Именно она лежит в основе дисфункции национальных экономик, является источником спекуляции и чрезмерно высокого уровня процентных ставок. Только ее трансформация может решить проблему. По этой причине СИ поддержал введение единой европейской валюты.

Второй касается мирового движения капиталов, которое ведет к установлению единообразия в налоговых системах, и этот процесс идет снизу. Свобода перемещения капиталов необратима. Но полное отсутствие налоговых выплат, даже при самых спекулятивных операциях, требует коррекции.

Третий касается экономического роста. Многие потребности остаются неудовлетворенными. В этом источник снижения неравенства, сокращения безработицы, продолжения развития. Многое можно сделать на уровне региональных организаций. На встрече в верхах Евросоюза во Флоренции в июне 1996 г. было провозглашено, что всякие усилия по стимулированию регулируемого экономического роста, даже минимального, недопустимы. СИ поддерживает предложения Ж. Делора по вопросу об экономическом росте и выдвигает собственные предложения относительно международной инициативы в сфере развития телекоммуникаций.

Четвертый касается политической власти, воплощением которой является "большая восьмерка": самые богатые страны ограничивают дискуссию и не допускают других к принятию решений. Нужен переход от "большой восьмерки" к "пятерке континентов" – от группы наиболее богатых государств к пяти континентам. Всяческого внимания заслуживает идея слияния с Советом безопасности ООН.

За подлинный мир

Сегодня вопрос о мире ставится несколько иначе, чем в предшествующие годы, особенно если сравнивать с прежними дебатами СИ, а тем более его предшественников. Действительно, прекращение противостояния между Западом и Востоком не изменило смысла этой борьбы. Но оно изменило точки приложения: угроза глобальной ядерной войны, безусловно, отдалилась, но риск локальных конфликтов обострился, а в некоторых случаях даже конкретизировался. СИ участвует в этих дебатах, в частности, по поводу бомбежек Югославии, войны в Ираке, палестино-израильского конфликта и т.д., пытаясь примирить враждующие стороны, найти компромисс.

Принципы. СИ всегда боролся за мир, но был против заключения мира любой ценой, ибо мир палачей – это не настоящий мир. СИ оказывает поддержку всем, кто борется за мир, чтобы показать, что социал-демократы отвергают закон сильного и проповедуют справедливые политические решения. Этим СИ подтверждает приверженность своим принципам.


Если о существовании СИ широко известно, то информация о его структуре, о том, чем он конкретно занимается, порой известна лишь узкому кругу специалистов. С 1992 г. начали укрепляться традиционные виды деятельности СИ, а также на их основе создаваться новые структуры. Уже есть положительные сдвиги, если учесть масштаб тех вызовов, которым нужно противостоять. Прежде всего, это финансовая проблема, поскольку бюджет СИ слишком мал. Затем проблема роста числа партий-членов, т.к. на протяжении нескольких лет этот процесс привел к реальному изменению природы СИ. Более того, этот процесс продолжается. Наконец, проблема конкуренции, возникшая в результате развития таких региональных структур, как партия европейских социалистов, которая на законных основаниях привлекает лидеров СИ для решения собственных задач.

Укрепление традиций

СИ традиционно использует 4 формы деятельности: комитет, миссия, доклад, коммюнике.

В СИ насчитывается 10 Комитетов, организованных по тематическому, либо географическому признаку:

  1. Комитет за мир, демократию и права человека

  2. Комитет по экономической политике, развитию и окружающей среде

  3. Комитет по проблемам местного самоуправления

  4. Комитет по миграции

  5. Комитет по Азиатско-тихоокеанскому региону

  6. Комитет по странам СНГ и Кавказа

  7. Комитет по Латинской Америке и Карибскому региону

  8. Комитет по Африке

  9. Комитет по Ближнему и Среднему Востока

  10. Комитет по Средиземноморью

Есть также три рабочие группы:

  1. По Бреттон-вудской системе

  2. По курдскому вопросу

  3. По Южно-тихоокеанским демократиям

Миссии. Направление миссий в различные регионы мира – еще одна форма деятельности СИ. При всем разнообразии функций – наблюдение и поддержка на выборах, контакты с партиями, подавшими заявление о приеме и т.д. – цель миссии заключается в укреплении позиций и защите ценностей СИ. С 1992 г. было направлено большое количество миссий. Например, миссия в бывшую Югославию: сначала в Словению и Македонию, затем в Боснию–Герцеговину и Хорватию. Они позволили оказать поддержку социал-демократам, которые противились к войне и боролись за демократию, будучи, однако, слишком изолированы.

Доклады. Подъем, который СИ испытал после 1976 г., во многом связан с рядом докладов, которые порой выполняли по заказу ООН и в подготовку которых большой вклад внесли крупные лидеры СИ. Это доклады В. Брандта об отношениях между Севером и Югом; У. Пальме о разоружении; Г. Х. Брунтланд об устойчивом развитии, который лег в основу конференции в Рио. В 1992-96 гг. бывший премьер-министр Швеции И. Карлссон разработал доклад, в котором он внес новаторские предложения по реформе ООН:

  • создать Совет экономической безопасности, призванный определить стратегию долгосрочного и устойчивого развития;

  • включить в Хартию положение о возможности вмешательства ООН во внутренние дела государств, если есть угроза безопасности народа;

  • дать право неправительственным организациям подавать петиции в Совет безопасности;

  • создать волонтерские силы ООН;

  • уважать неприкосновенность командования ООН в действиях по поддержке мира;

  • изменить состав Совета безопасности, предусмотрев постоянное представительство двух промышленно развитых стран, одной африканской страны, одной азиатской, одной латиноамериканской, а также увеличить количество непостоянных членов.

Коммюнике. СИ, будучи политической организацией, не может находиться в стороне от повседневной жизни мира. Он должен реагировать на события весомым словом, чтобы соответствовать той огромной надежде, которую он воплощает. Трудно перечислить сотни коммюнике, выпущенных в последние годы. Но нужно отметить, что заявления СИ находили отклик не только в тех странах, которых они касаются, но и во всем мире.

Семь основ обновления

Сохраняя эти традиционные, но необходимые формы деятельности, СИ начал искать пути собственного обновления, связанные с изменениями, произошедшими в мире за последние годы. Эти семь основ обновления таковы.

Форум за демократию и солидарность в Европе. Создание Форума – одно из важнейших нововведений, которые произошли за последние 4 года. После падения Берлинской стены маятник в Восточной Европе качнуло вправо, а коммунизм и социализм были в равной мере дискредитированы. Поэтому было принято решение создать более нейтральную структуру, чем комитет СИ, чтобы в ней работали вместе конкретные партии и политические фонды. И его создание стало настоящим успехом. Деятельность Форума, установленная им система связи и миссии помогли разобраться в обилии различных партий и сделать так, чтобы СИ был представлен партией в каждой стране Центральной и Восточной Европы. Эти партии принесли СИ электоральный успех, поскольку первые же выборы были для них успешными, как в Чехии или в Румынии, а в ряде стран – в Венгрии, Польше, Словении, Македонии – они даже победили. Это привело к тому, что социал-демократия стала на сегодня самой укорененной в этом регионе политической силой. Форум принес успех в области идеологии, организуя широкие дискуссии о свободе СМИ, роли женщин, экономике переходного периода.

"Круглые столы президента СИ". Если функция Форума – политическая и он действует в определенных географических рамках, то функция "круглых столов президента", прежде всего, идеологическая. Они нужны исходя из двух соображений. Первое – социализм не является застывшей догмой, хотя его ценности остаются более чем когда-либо актуальными. Но методология должна постоянно развиваться, а предложения – адаптироваться к изменяющимся условиям. Второе заключается в том, что потрясения, которые испытывал мир, привели к разрушению идеологий, потерпевших поражение или отживших свой век, но не к появлению новых идей. Этот разрыв между социализмом, находящимся постоянно в движении, и зачастую устаревшими идеями, требует серьезного осмысления. Такова цель "круглых столов", решавших следующие задачи. Прежде всего, не ограничиваться традиционными темами политического действия, а вспахивать новые поля. Именно это было целью трех первых "круглых столов", на которых обсуждались такие темы: будущее государства благосостояния, средства массовой информации и политика, фундаментализм на заре XXI в. Затем состоялся круглый стол по проблеме наркотиков. Предстоит создать пространство для самых открытых диалогов, которые смогут собрать политических деятелей и университетских ученых со всех континентов. Наконец, для того, чтобы эти размышления шли спокойно, без ажиотажа в средствах массовой информации и спешки, будут проводиться "круглые столы " в приватной обстановке.

Комитет по проблемам местного самоуправления. Третья основа обновления – создание комитета, занимающегося местными вопросами.

Проблема городов представляет главный вызов будущему и судьбам людей на ближайшие десятилетия. Во всем мире в течение ХХ века города развивались, как никогда ранее. Безусловно, в разной степени, с разным ритмом и особенностями. Но повсюду сообщества, которые традиционно были в основном сельскими, превращались в сообщества городские. Город – это место, где между властью и гражданами могут иметь место прямые контакты. Это, как показал опыт, то место, где происходит конкретное воплощение демократии. Город – это самое подходящее место для урегулирования проблем живущих там жителей. В них концентрируются все беды наших обществ: там процветает наркомания и проституция, пытаются выжить люди, не имеющие крыши над головой и т.д.

Стремление объединить социалистические города оправдано двумя причинами. Первая: социализм предполагает определенную концепцию города. Никто всерьез не верит, что тот, кто защищает идеи и ценности социализма на национальном уровне, откажется от них или забудет их, перейдя на местный уровень. Ведь это означало бы либо неверие в собственные идеи, либо неспособность применить их в конкретной жизни. И так как ни одна из этих гипотез не может быть принята, следует согласиться с тем, что манера, с которой социалисты разрабатывают свои действия, имеет особую специфику, и что их подходы к решению проблем жилья, безопасности, наркомании, досуга или культуры отличается от подхода консерваторов.

Вторая причина такова: так же, как социализм приводит к определенной концепции города, так и наш интерес к городу ведет к определенной концепции социализма. Что касается методов, то концепция такова: социализм – не застывшая доктрина. Социализм – это прагматичные поиски адаптации к реальностям, на основе ценностей, которые выдержали испытание временем. Что касается задач, то концепция такова: задачей социализма является не абстрактное обсуждение проблем, а напротив, их повседневное решение. Это возможно, прежде всего, в городах. Концепция, касающаяся структур, такова: социализм долгое время основывался на вертикальной организации, и выборные лица часто вызывали подозрение, поскольку считалось, что они могут предать чистоту доктрины. Современный социализм должен опираться на более гибкую и открытую для участия горизонтальную структуру.

СИ считал необходимым созыв конференции социалистов со всего мира, работающих в местных сообществах. Региональные структуры, безусловно, уже существуют. И если социалисты считают проблему городов важной, имеют по этому вопросу особый подход, отождествляют социализм с интернационализмом, то было бы не оправдано ограничивать его обсуждение рамками одного континента. Существует широкое поле для обмена мнениями и опытом, для дискуссий и сотрудничества. Такова миссия Комитета по проблемам местного самоуправления, который организует каждые 2 года крупные международные конференции.

"Голубые каски демократии". Четвертая основа обновления – "голубые каски демократии". Эта идея родилась во время одной дискуссии с Б. Гали, предложившим усилить миссию наблюдателей ООН за проведением выборов. Демократия в последние годы получила широкое развитие по всему миру. В результате выросло число выборов и, соответственно, просьб прислать наблюдателей. СИ считает своим долгом откликаться на эти просьбы. Реальный процесс наблюдения за выборами должен осуществляться задолго до их проведения. СИ высылал на место команды – "голубые каски демократии", которые присутствовали в на выборах в десятках стран. СИ также поддержал создание Международным союзом молодых социалистов своих команд наблюдателей.

Международный союз молодых социалистов (МСМС) – пятая опора обновления. Он имеет тесные связи с СИ. Он даже часто опережает СИ в географическом распространении: так, в МСМС вступили Джаната Дал (Индия), ФАТХ (Палестина), АНК (Южная Африка). В идеологическом плане МСМС эффективно сотрудничал с фондами партий, в частности, с Фондом Ж. Жореса, участвовал в организации ряда региональных конференций, например, конференций по Азии в Дели, по Африке – в Мапуту. Наконец, МСМС ежегодно организует летний университет для молодежи со всего мира.

Связи с профсоюзами. Шестой опорой обновления, которую еще предстоит выстраивать, но которая уже играет значительную роль, является связь с международными профсоюзными организациями. Невозможно перечислить все совместные акции. Об этом говорили на конгрессе по поводу 100-летнего юбилея Международного объединения профсоюзов металлистов и на конференции Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП). МКСП получит слово на конгрессе СИ в Нью-Йорке.

"Новости Социалистического интернационала". Для того, чтобы деятельность СИ была лучше известна, издается, учитывая ограниченные ресурсы, ежемесячный листок, в котором содержится информация о собраниях комитетов, комиссиях, коммюнике СИ, а также сообщения о существенных изменениях внутри каждой из наших партий-членов.

Социнтерн сегодня

СИ насчитывает сегодня в своем составе 161 партию и организацию. Он находится в процессе изменения своей природы и рискует стать жертвой собственного успеха, если не примет в ближайшее время решений, позволяющих адаптироваться к своему новому характеру. Учитывая эту перспективу, СИ должен решать одновременно три задачи.

Первая – стимулировать идейные дискуссии, не опасаясь вынести на свет разногласия и затронуть самые спорные проблемы. Возьмем в качестве примера лишь один вопрос – вопрос глобализации, который заслуживает особого внимания, учитывая его значимость и последствия. Необходимо продолжить исследования, проводимые Комитетом по экономической политике СИ путем организации широких ежегодных встреч, в которых помимо партий, входящих в СИ, участвовали бы представители профсоюзов, эксперты, интеллектуалы, чтобы показать, что существует и другое возможное будущее, чем то, которое представляют на форумах в Давосе.

Вторая задача – продолжить и завершить географическое расширение СИ. Существуют регионы, в которых СИ призван либо помогать левым продолжать свою перестройку, как в южной оконечности Латинской Америки (Мыс Горн), либо укрепить уже сложившиеся связи, как в южной части Африки, либо даже начать более активную работу, как в бывшем СССР или на Дальнем Востоке, где многое еще предстоит сделать.

Наконец, третья задача – адаптировать СИ к новым условиям. Это старый спор в СИ, как и в любой другой политической организации. Недостатка в идеях нет. Есть очевидные проблемы, которые следует решать. Должна быть усилена координация между основными руководителями СИ, путем, например, создания бюро президиума, которое сможет собираться чаще, чем нынешний президиум. Последний, в свою очередь, может быть расширен, станет боле представительным и будет больше соответствовать тому, чем является СИ сегодня. Следует пересмотреть способы обмена информацией и коммуникации, как внутренние, так и внешние, чтобы лучше использовать преимущества новых технологий. Должны быть укреплены финансовые основы СИ – доходы, получаемые из партийных взносов, недостаточны.

Нужны структурные преобразования. Многие из них вызваны "количественной революцией", которую испытал СИ: нельзя управлять организацией, объединяющей более 160 партий, также как в 1951 г., когда их было около десятка. Нужно усилить и вес постоянного секретариата в Лондоне, и роль комитетов. Другие виды преобразований связаны с изменениями в мире. Есть структуры, которые нужно лучше использовать. Форум, о котором сказано выше, осуществляет реальное согласование между партиями и фондами при определении политических задач и проведении разных акций в Европе. Следует пойти по тому же пути на других континентах – в Латинской Америке, Азии и Африке, где СИ должен оперативно проявить инициативу.

СИ – самая передовая политическая сила в мире, единственная организация, которая присутствует и имеет вес на всех континентах. Его существование свидетельствует о единстве ценностей и убеждений всех социал-демократов. Его развитие показывает, насколько идея социализма продолжает сохранять свое значение. Его польза очевидна: в последние годы именно к СИ обращались партии Восточной Европы с целью усиления своей демократической легитимности; лидеры Южной Африки, чтобы поддержать свои не слишком значительные силы; крупные деятели на Ближнем и Среднем Востоке, чтобы начать диалог, ведущий к миру.

СИ является наследником славной истории, великой борьбы, в ходе которой большое число лидеров социал-демократии пожертвовало жизнью или свободой, а ее сторонники отдали борьбе свое время, страсть и силу убеждений. Эта борьба привела к улучшению жизни миллионов мужчин и женщин. СИ достоин своей истории и той благородной борьбы, которая называется социализмом.

С января 2006 года по настоящее время президентом Социнтерна является Георгий Папандреоу (George Papandreou), президент ПАСОК – партии-члена организации из Греции. Генеральный секретарь – Луис Айала (Luis Ayala, Чили) – переизбран на эту должность на последнем Конгрессе, состоявшемся в 2003 году в Рио-де-Жанейро. В Президиум Социнтерна помимо президента и генерального секретаря входят вице-президенты, которые также были избраны на последнем Конгрессе.

В число вице-президентов Социнтерна входят:

  • Массимо Д'Алемо (Massimo D’Alema) – президент Партии левых демократов Италии;

  • Альфред Гузенбахер (Alfred Gusenbauer) – лидер Социал-демократической партии Австрии, канцлер;

  • Франсу Оланд (François Hollande) – первый секретарь Социалистической партии Франции;

  • Тьорхом Ягланд (Thorbjørn Jagland) – представитель Лейбористской партии Норвегии;

  • Хосе-Луис Родригес Запатеро (José Luis Rodríguez Zapatero) – генеральный секретарь Испанской социалистической рабочей партии, премьер-министр Испании;

  • Хосе Сократес (José Socrates) – лидер Социалистической партии Португалии, премьер-министр Португалии;

  • Мартин Шульц (Martin Schulz) – руководитель группы социалистов в Европарламенте;

  • Пол Нурип Расмуссен (Poul Nyrup Rasmussen) – председатель Партии европейских социалистов.

Секретариат Социнтерна расположен в Лондоне. Он обеспечивает координацию деятельности Социнтерна, созывает очередные заседания Комитетов и Комиссий и различного рода конференции, принимает заявления по различным актуальным вопросам, готовит и публикует пресс-релизы.

Социнтерн финансируется благодаря ежегодным взносам партий и организаций членов. Бюджет Социнтерна утверждается всеми его членами на заседании Совета. В 2006 году общие доходы составили 1,125 млн. фунтов стерлингов. В 2004 году Социнтерн имел общие доходы в сумме 1,012 млн. фунтов стерлингов, а расходы – в объеме 1,029 млн. фунтов стерлингов, которые включают 71 тыс. фунтов стерлингов на коммуникации; 113 тыс. на администрирование; 406 тыс. на организацию работы Секретариата; 87 тыс. на проведение конференций и заседаний Совета; 85 тыс. на организацию делегаций и миссий; 94 тыс. на проведение комитетов и других встреч, а так же 174 тыс. на организацию работы женского Социнтерна.

Источник: Новая Политика

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International